Почти в чистом поле. Застройщик показал, как будет выглядеть первый ЖК рядом с ТРЦ "Арена"
Жилой комплекс, состоящий из четырёх домов, планируют построить рядом с ТРЦ "Арена". Этот микрорайон станет началом освоения гигантского квартала площадью 86 га, где в перспективе возведут 40 многоэтажек. Эскизы первых домов представляли на градостроительном совете 18 ноября, однако проект не впечатлил экспертов. Архитекторы и "строительные" чиновники обратили внимание, что здания возводят в чистом поле, но число парковочных мест в разы ниже, чем требуют градостроительные нормативы. Кроме того, пока нет никаких "намёков" на школы и детские сады. Поэтому, несмотря на возражения автора-проектировщика и представителя застройщика, эскизы отправили на доработку.
Каким будет проект?
Участок под ЖК располагается по адресу Павловский тракт, 196 (на пересечении Павловского тракта и улицы Просторной). Земля принадлежит компании "Алгоритм", которая и намерена работать в квартале. ЖК будет состоять из четырёх корпусов: трёх десятиэтажных домов, расположенных параллельно, одного 16-этажного высотного "акцента", а также двух административных зданий.
"В отделке фасадов всех корпусов используется керамический и силикатный кирпич с последующей покраской. На территории жилого комплекса запроектированы площадки для игр детей, для занятий физкультурой, для хозяйственных целей. Двор ЖК будет без машин: места для автомобилей предполагается разместить по периметру комплекса. Детские площадки, входы в подъезды, лифты будут обеспечены видеонаблюдением", – отметил архитектор компании "АрхИ Групп" Кирилл Храбрых.
По его словам, при разработке эскизов ЖК архитекторы опирались на проект планировки и межевания участка площадью 86 га, который был утверждён мэрией в начале ноября 2021 года. Согласно документу, территория разделена на три квартала. Представленный ЖК находится в квартале № 1, где в перспективе возведут десять жилых домов, детский сад и гараж-стоянку.
Красным указаны границы кварталов. Справа – квартал № 1, в нижней части участка – квартал № 2, в верхней – квартал № 3. Чёрным выделены границы ЖК из четырёх домов, который представили на градсовете
"Устранить в рабочем порядке"
Члены градсовета ни слова не сказали об архитектуре первого комплекса: всё внимание комиссии было сосредоточено на нормативных показателях. Эксперты подсчитали, что у ЖК недостаточно парковочных мест.
"Не менее 25% от расчётного количества автомобилей должно размещаться в пределах участка, отведённого для строительства. 25% – 306 автомобилей. На территории участка – 57 машино-мест, то есть 19% от общего количества. При этом даже не берутся в расчёт парковки для объектов общественного назначения", – возмутился главный архитектор Алтайского края Виктор Четошников.
Кирилл Храбрых отметил, что в перспективе на территории квартала № 1 – строительство гаражного комплекса (он расположится в северной части участка). Благодаря объекту вопрос обеспеченности парковочными местами будет закрыт. И такой вариант, отметил архитектор, соответствует утверждённому мэрией проекту планировки квартала.
Но если градсовет считает необходимым добавить парковочные места на участке, то девелопер готов на это пойти, сказал присутствующий на заседании представитель застройщика.
"Нам участок в 86 га отведён под комплексную застройку. Было рассчитано количество парковочных мест. Участок под первый комплекс занимает 3,5 га, из них свободных территорий – 5 тыс. "квадратов". Если их перевести в парковочные места, получится как раз 300 мест. Мы готовы учесть это замечание и устранить его в рабочем порядке", – отметил он.
Проблемы "квадратиков" и "кубиков"
Обещания представителя строительной компании градсовет не убедили. По словам Виктора Четошникова, архитекторы допустили и другие ошибки при размещении парковочных мест. В таком виде эскизы согласовывать нельзя.
"Я предлагаю отклонить проект: здесь проигнорированы нормы по обеспечению парковками. На участке, который [находится] практически в чистом поле, мы изначально создаём проблему. Я не говорю, что даже расчётные показатели в границах участка проигнорированы. На открытой парковке с южной стороны расположено 104 машино-места, по нормам от них до жилых домов должно быть 35 метров. Здесь этого расстояния нет, около 15 метров. С нормами проектировщики не дружат", – заявил Четошников.
Кирилл Храбрых вновь обратил внимание градсовета, что эскизы ЖК разработаны в строгом соответствии с проектом планировки, который одобрила мэрия:
"Если мы пренебрегаем показателями, которые есть в проекте планировки, значит, мы пытаемся вместить парковочные места для этих зданий. Как они могут туда вместиться? Нужно убрать один дом".
Однако эксперты возразили: план развития – это лишь рекомендация, и проектировщики не всегда должны на него опираться.
"Не нужно слепо следовать "квадратикам" и "кубикам", которые есть в проекте планировки. Он не догма, а схема. Каждый конкретный объект может быть другим", – отметил руководитель СРО "Союз архитекторов и проектировщиков Западной Сибири" Сергей Шадрин.
По его мнению, у проекта есть и другие недостатки. Например, под одним адресным номером (Павловский тракт, 196) указано сразу несколько домов, которые авторы называют блоками. Шадрин отметил, что такие проекты быстрее и проще согласовать в рамках проектного финансирования (в чём именно преимущество подобных объектов – эксперт не объяснил, – прим. ред.), но от подобной практики девелоперам нужно уходить.
Кроме того, запроектированные в квартале № 1 школа и детский сад – лишь перспектива, и она не учитывает интересов будущих жильцов представленного ЖК.
"Я категорически против практики одним домом называть несколько домов и нежилых корпусов. Да, проще профинансировать, но объекты совершенно разные. Это группа жилых домов или комплекс. Кстати, в какие садики и школы пойдут дети этого ЖК? То, что будет через пару лет, это лишь планы", – сказал Шадрин.
Чтобы решить вопрос и с парковками, и с социальными объектами, Виктор Четошников предложил застройщику в первую очередь возводить дома в северной части квартала № 1, где запроектированы гараж-стоянка, детский сад и школа.
"Может быть, застройщику пересмотреть начало строительства и перенести его в левую часть, где предусмотрены школы и детский сад, чтобы обеспечить основные потребности микрорайона? Город должен подключиться к теме социального развития и внести в планы социально-экономического развития. Иначе через пару лет тут будут жилые дома, появятся люди и останется чистое поле", – отметил главный архитектор.
В результате проект решили отклонить, уточнив расчётные показатели земельного участка и нормативы размещения парковочных мест. Правда, представитель застройщика с таким решением не согласился и попытался убедить комиссию принять проект. Он пообещал, что все представленные замечания будут устранены "в рабочем порядке".
"Совместно с городом и "Дом.РФ" (участок площадью 86 га принадлежал государству, институт жилищного строительства "Дом.РФ" выставил его на торги в 2018 году; землю за 236 млн приобрела компания "Алгоритм", – прим. ред.) у нас утверждён график, согласно которому на первом этапе планируется освоение в том числе земельных участков под детские сады и школы. Всё это стоит единой "пятилеткой". По поводу парковочных мест: если в разработанном проекте ЖК допускаются визуальные отступления от проектов планировки, например, представлены "поля" парковок, это тоже вызывает вопросы у градсовета. Это замечание будет учтено. Прошу дать шанс доработать в рабочем порядке, потому что при получении разрешения на строительство эти нормы будут рассмотрены и проверены", – заметил представитель девелопера.
Однако начальник барнаульского комитета по архитектуре Антон Воробьёв был категоричен и просьбу отклонил:
"Мы рассмотрели вопрос, оформили решение протокольно, там будут рекомендации".
Перспективы квартала
В ближайшие годы в квартале на пересечении Павловского тракта и улицы Просторной (86 га) построят 40 многоэтажных домов на 13 184 квартиры. По расчётам проектировщиков, здесь будут проживать 23 тыс. человек. В "мини-городе" также планируют возвести пять детских садов по 330 мест, две школы на 1100 учащихся каждая, поликлинику, торговый центр, девять гаражей-стоянок вместимостью по 300 машино-мест.