Назрело давно. Почему в России отменяют обязательный техосмотр и к чему это приведёт?
Российские власти всё ближе к тому, чтобы отменить обязательный техосмотр в России. Соответствующий закон уже приняли в первом чтении в Госдуме. Хотя ещё в 2020 году казалось, что водителям "закручивают гайки": процедуру ТО усложнили, а штрафы за езду без диагностической карты повысили. Но уже летом 2021 года техосмотр вообще отвязали от ОСАГО: с этого времени полис можно приобрести и без него. А вскоре регулярное прохождение ТО собираются сделать делом добровольным.
Рассказываем, для кого техосмотр может стать необязательным, зачем его решили отменить и о каких последствиях предупреждают эксперты.
Нет. Пока это лишь законопроект. Но эксперты уверены, что скоро он превратится в полноценный закон: документ легко прошёл первое чтение, а до этого инициативу открыто поддержал премьер-министр Михаил Мишустин.
"Правительство поддержит эту инициативу. Практика показывает, что автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью. И будет правильным дать им возможность лично контролировать состояние своей машины", – объяснял он РБК.
Ещё раньше идею отказа от ТО высказывали и в МВД. Тем не менее законопроекту ещё предстоит пройти второе и третье чтение, а затем его должен подписать Владимир Путин. Пока этого не произошло, техосмотр остаётся обязательным.
Правда, в августе 2021 года он стал чуть менее необходимым. Долгое время без диагностической карты невозможно было получить полис ОСАГО. Страховка была, по сути, единственной причиной, по которой водители регулярно проходили ТО. Но минувшим летом всё поменялось. В силу вступили новые правила, по которым для оформления ОСАГО диагностическая карта не нужна.
Ещё тогда эксперты сочли это первым шагом к полной отмене техосмотра. Как видим, теперь это ещё больше похоже на правду.
Ситуация спорная. Формально техосмотр остаётся обязательным, и в России есть даже штраф за его отсутствие: от 500 до 800 рублей. Но проконтролировать наличие у вас диагностической карты почти невозможно – сотрудник ГИБДД не имеет права проверять у вас этот документ. Соответственно, и привлечь за нарушение вас вряд ли смогут.
Долгое время было всего два способа проверять ТО у водителей. Во-первых, без техосмотра не выдавали ОСАГО: убедиться в наличии страховки инспектор имеет полное право. Во-вторых, отсутствие диагностической карты могло вскрыться, если водитель угодил в ДТП. Для ОСАГО техосмотр больше не нужен, а доля аварий по причине технических неисправностей, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), – меньше 0,1%.
Получается, рабочих способов проверить вашу диагностическую карту у властей не осталось. Но в законе "О техническом осмотре транспортных средств" обязанность водителей регулярно проходить диагностику всё ещё есть.
Нет. По задумке авторов законопроекта, техосмотр транспортных средств водители хоть и изредка, но всё-таки будут проходить. Потребуется это при постановке автомобиля на учёт: например, когда у транспорта меняется владелец. Но это касается только машин старше четырёх лет: для новеньких авто даже в этом случае ТО не нужен.
Кроме того, диагностическую карту нужно будет получать после каждого тюнинга – внесения изменений в конструкцию машины.
Важно: регулярный техосмотр планируют отменить только для частных легковых автомобилей и мотоциклов. Владельцам коммерческого транспорта – такси, рейсовых автобусов и грузовиков – придётся регулярно посещать станции техобслуживания, как и раньше.
Авторы законопроекта уверены, что сегодня техосмотр стал "дополнительной неоправданной нагрузкой". Об этом во время заседания Госдумы заявил депутат Павел Федяев.
"У некоторых производителей есть гарантия на автомобили до семи лет, есть регламент проведения техобслуживания, уровень которого гораздо выше, чем проведение техосмотра. Этот день близок, когда обязательный техосмотр отменят", – пояснил чиновник.
Он также отметил, что по правилам дорожного движения (ПДД) водители и так обязаны следить за исправностью своего транспорта. По данным законодателей, всего 1% российских автолюбителей игнорирует это правило.
Поэтому в Госдуме решили, что техосмотр стал практически бесполезным. А привязка к ОСАГО ещё и породила "серый" рынок диагностических карт: мошенники продавали документы, не проводя при этом техосмотр машины.
Если закон успеют принять до 1 марта 2022 года (когда штрафы появятся), они окажутся не нужны. Напомним, наказания за отсутствие диагностической карты анонсировали ещё в 2020 году. Так, за езду без техосмотра водителя предложили штрафовать на 2 тысячи рублей. Причём штраф ГИБДД может выписывать один раз в сутки, а фиксировать нарушения собираются с помощью дорожных камер. Соответственно, почти каждый выезд на дорогу без диагностической карты стоил бы автолюбителю пару тысяч рублей.
Теперь же, судя по всему, штрафы вступят в силу только для такси, грузовиков и автобусов, которые и дальше будут обязаны проходить ТО.
Пока неизвестно. Авторы законопроекта уверяют, что закрываться пунктам не придётся: мол, им хватит и коммерческого транспорта, который по-прежнему нужно будет обслуживать.
"К 2021 году на физлиц уже зарегистрировано более 55 млн автомобилей. Но ни одна станция не закроется: остаётся 6,5 млн грузовых автомобилей, 1 млн автобусов и более 370 тыс. автомобилей такси", – рассказал депутат ГД Евгений Москвичев.
Правда, операторы ТО с этим не согласны. В Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при Московской торгово-промышленной палате изданию РБК рассказали, что на частников приходится около 80% всех операций по техосмотру. Председатель гильдии Игорь Волчек уверен, что если обязательный техосмотр отменят, многие операторы просто уйдут с рынка. Тогда тем, кому понадобится пройти ТО, придётся потрудиться, чтобы найти работающую станцию техобслуживания. Но в Госдуме это проблемой не считают.
"Сейчас техосмотр проводят независимые коммерческие организации. Но если мы видим, что 99% должны проходить техосмотр, платить, нести ответственность, тратить силы – и это ради 1%? Это нецелесообразно, в плане того, чьи интересы мы учитываем. Мы должны учитывать интересы 99% или 1%? И что касается отдельных бизнес-структур, которые в результате понесут какие-то потери, то в этом случае мы должны отстаивать интересы не бизнеса, а граждан", – заявил депутат Павел Федяев.