Правовая гильотина, или Почему в Алтайском крае запретили подворный убой скота на продажу

С 11 ноября в Алтайском крае начинает действовать новый порядок реализации мяса животных, выращенных частниками
Мясо / Фото: pexels.com

Фермерам и скупщикам мяса в Алтайском крае с 11 ноября придётся жить и работать в новых условиях – подворный убой КРС и свиней с целью реализации официально станет незаконным. Теперь, чтобы пустить мясо на продажу, частники должны везти животных на специально оборудованные пункты убоя. Других вариантов нет – региональное управление ветеринарии больше не будет выдавать сопроводительно-ветеринарные документы, и это решение окончательное. 9 ноября его большинством голосов поддержали члены межведомственной противоэпизоотической комиссии Алтайского края.

Тянули как могли

С сегодняшнего дня на продажу заколоть поросят в своём дворе уже не получится. Согласно техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", забой скота разрешён только на специально оборудованных для этого площадках. Чиновники и ветеринары объясняют: это необходимо, чтобы навести порядок на рынке мясной продукции и снизить риски распространения опасных инфекций.

Проблема в том, что в трети районов Алтайского края убойных площадок и пунктов до сих пор нет. А это значит, что фермерам придётся за много километров везти скот на убой (заказывая и оплачивая спецтранспорт для животных) или искать перекупщиков, которые выкупят скот живым весом. В любом случае на крестьянина лягут дополнительные расходы, а это приведёт к росту цен на мясную продукцию, и в целом к дефициту "домашнего" мяса на рынке. (Некоторые фермеры говорят о нерентабельности животноводства в регионе и собираются от него отказаться, прим. ред.)

Заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов с такой точкой зрения не согласен. Выступая на заседании противоэпизоотической комиссии 9 ноября, он сообщил, что до сегодняшнего дня в крае подворно забивалось  лишь 17% животных на мясо с целью реализации населению, а остальные животные забивались на специализированных боенских предприятиях. В любом случае, отменить новые правила руководство края не в силах.

"До прошлого года ещё работали ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утверждённые Минсельхозом СССР в 1971 году. По ним убой разрешался на аттестованных убойных площадках. В тех районах, где их не было, мы проводили аттестацию бойщиков, которые производили убой. Теперь это невозможно. Произошла правовая гильотина – мы оказались вне рамок закона", – объяснил начальник управления ветеринарии Алтайского края Владимир Самодуров.

Алтайский край на новые правила переходит одним из последних регионов Сибири. По словам Лукьянова, задачу по обустройству убойных площадок бизнесу и муниципалитетам ставили ещё полтора года назад. Но за это время их возвели только в девяти районах края, ещё в нескольких начали строительство, но потом "заморозили", понадеявшись на отсрочку.

Всего на данный момент в Алтайском крае работает более 120 боен. С частниками сотрудничают половина из них, сообщил заместитель председателя регионального правительства.

"Мы переносили сроки начала действия запрета сколько могли. Томская, Омская, Новосибирская области, Республика Алтай уже перешли на новые правила. Мы многократно разговаривали с нашими предпринимателями, просили на местах решить вопрос строительства боенских пунктов. Дальше разговор о послаблении идти не может. Перед нами стоит задача не запретить выращивать скот на частных подворьях, а упорядочить и наладить контроль, чтобы не затянуть в регион заразу", – подчеркнул Лукьянов.

Дело в безопасности

Эпизоотическая ситуация, связанная с распространением опасных заболеваний сельскохозяйственных животных, сейчас действительно сложная, причём во всём мире, сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Андрей Миронов. В Забайкальском крае, Свердловской, Белгородской, Псковской, Самарской областях бушует вирус африканской чумы свиней (АЧС). Только с начала 2021 года выявлено более 370 вспышек этого заболевания.

"По 80 тысяч животных еженедельно сжигают в 20-километровой зоне от места заражения, в том числе изымают скот в частных подворьях. Это страшно, у людей животных забирают с ОМОНом, они их прячут. Ликвидировать заболевание гораздо сложнее, чем предупредить. А его распространение неизбежно ударит не только по карману региона, но и жителей, которые держат скот", – подчеркнул Андрей Миронов и добавил, что кроме этого, "под боком" у нашего края Казахстан, сильно отстающий в развитии ветеринарного контроля и очень проблемный с точки зрения заболеваемости скота.

Руководитель ведомства сообщил, что нередко сотрудники ветконтроля сталкиваются с тем, что жители привозят на экспертизу уже разделанные туши. Тогда выяснить истинную причину забоя животного, и было ли оно здорово на этот момент, очень сложно. Все это повышает риски распространения опасных заболеваний, сказал Миронов.

"На боенском пункте ведётся наблюдение за животными от 24 до 48 часов и только потом их отправляют на убой. Если выявляется какое-то заболевание, ликвидация происходит намного быстрее и с наименьшими последствиями. Главная идеологическая задача "мясного техрегламента" – обеспечение безопасности для конечного потребителя. Убой животных на бойнях позволяет выполнить все процедуры, предусмотренные ветеринарными требованиями", – подчеркнул Миронов.

Кроме того, если Алтайский край не будет работать по новым правилам, уже в 2022 году он лишится возможности вывозить скот и животноводческие грузы в другие субъекты РФ, а также за границу, сообщил Александр Лукьянов. В настоящее время в Международное эпизоотическое бюро направлены документы на признание Алтайского края зоной, свободной от ящура. Недопущение случаев подворного убоя животных – основное условие. И если наш регион не будет работать по этим правилам, Всемирная организация по охране здоровья животных откажется присвоить краю статус благополучной территории.  Напомним, в 2020 году Россельхознадзор России внёс наш регион и ещё 32 территории страны в список неблагополучных по ящуру. 

Цена вопроса – 2,5 миллиона рублей

Сейчас в Алтайском крае намерены добиться того, чтобы боенские площадки появились во всех районах. При этом к решению проблемы собираются активно привлекать предпринимателей, которые, как отметил Александр Лукьянов, "должны нести ответственность за продукт". Убой животных на бойнях, по его словам, позволяет выполнить все процедуры, предусмотренные ветеринарными требованиями: осмотр животного, проведение комплексной ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя, оформление сопроводительных документов.

"Владельцы ЛПХ, занимающиеся выращиванием скота или свиней, могут передать животных на убой тому, кто занимается реализацией мяса, или доставить его самостоятельно. Обязать (строить убойные пункты, – прим. ред.) власти не могут – это рыночные отношения. Это бизнес должен делать", – сказал Лукьянов.

Цена вопроса организации убойного пункта – от 2,5 до 15 миллионов рублей. Самые экономичные варианты – передвижные модульные и мобильные пункты убоя и первичной обработки.

При этом, как отметил зампредседателя регионального правительства, предприниматели могут воспользоваться программами Минсельхоза, Управления поддержки предпринимательства, Управления экономического развития. По некоторым из них предусмотрена компенсация затрат в размере 50-60%, напомнил Александр Лукьянов.

Один пункт по убою скота сможет обслуживать личные подсобные хозяйства сразу нескольких поселений.

Контроль теневого рынка

За теневую торговлю мясом предусмотрено серьёзное наказание, предупредил руководитель регионального Россельхознадзора Андрей Миронов. Так, за выписку ветеринарных подложных документов сотруднику грозит лишение работы и уголовная ответственность.

Если будет задержан автомобиль при перевозке мяса без документов, оно будет изыматься и после анализа утилизироваться. Назад владельцу мясо уже точно не отдадут.

Для личного потребления мяса скот можно забивать и подворно, но в этом случае рекомендуется обращаться в ветеринарную службу по месту жительства для осмотра животного и проведения экспертизы. Если потребуется транспортировка из одного населённого пункта в другой, в сельсовете необходимо взять справку. Она станет официальным подтверждением, что мясо не краденое, на случай, если автомобиль остановят для досмотра сотрудники ГИБДД.

Напомним, Управление ветеринарии Алтайского края прекратило выдавать ветеринарные сопроводительные документы на мясо скота, забитого на частных подворьях, ещё с 1 октября 2021 года. Однако запрет через несколько дней отложили из-за многочисленных обращений заинтересованных лиц. Управление дало фермерам и предпринимателям отсрочку на месяц. Окончательное решение, как и планировалось, приняли коллегиально на заседании межведомственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии Алтайского края.

Читайте полную версию на сайте