Александр Карлин: “Бюджетный процесс - не самоцель, а средство для решения социальных проблем”
Семинар по вопросам управления региональными и муниципальными финансами в условиях бюджетной реформы прошел в конце прошлой недели в Белокурихе. Форум, организованный Министерством финансов РФ, завершил серию мероприятий в федеральных округах, посвященных прохождению бюджетной реформы, - сообщили в пресс-службе краевой администрации.
В числе организаторов семинара в Белокурихе - администрация Алтайского края и Институт реформирования общественных финансов (г. Москва).
Как пояснил глава администрации края Александр Карлин, “бюджетный процесс не является самоцелью, он является эффективным средством решения главной цели, которую ставят перед собой органы власти. Это, прежде всего, решительное преодоление того кризисного состояния, в котором находится экономика Алтайского края, промышленность, сельское хозяйство, а также уменьшение социальных проблем”.
Так, с 1 января 2006 года в Алтайском крае в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ консолидированный бюджет края будет исполняться по 12 городам, 60 районам и 725 городским и сельским поселениям. Всего в крае 797 муниципальных образований, в каждом из которых будет исполняться свой бюджет.
По словам директора департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ Алексея Лаврова, смысл проводимой бюджетной реформы заключается в создании таких стимулов, чтобы каждый, кто управляет общественными финансами, имел внутреннюю заинтересованность делать это оптимально. “Надо размышлять не о том, как разделить доходы, необходимо определить, как разделить расходы”, - подчеркнул Алексей Лавров.
Сегодня, по словам Алексея Лаврова, в стране существует разрыв между тем, что декларируется и тем, что происходит в системе управления финансами. Это крайне опасно, поскольку не позволяет развивать бюджетную систему. Существуют так называемые “мягкие” бюджетные ограничения, когда регионы при увеличении собственных доходов с большей долей вероятности лишаются возможности получить дополнительную федеральную помощь. С другой стороны, регионы, которые испытывают недостаток средств, не имеют стимулов увеличивать доходную часть своего бюджета, так как поддержка им будет оказана в любом случае. При таких взаимоотношениях, подчеркнул Алексей Лавров, “не возникает необходимости оптимизировать управление ни на одном уровне бюджетной системы. Такая система влечет постоянно растущее давление на экономику, а значит, неизбежное увеличение расходов”.
По словам директора департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, для наведения порядка сегодня некоторые предлагают ужесточить контроль. “Но при этом над контролером нужно будет ставить еще одного контролера и так до бесконечности. Поскольку у того, над кем установлен контроль, не будет внутренних стимулов убеждений действовать рационально”, - отметил Алексей Лавров.
Выходом, который может привести к оптимизации бюджетной системы, по его словам, является децентрализация управления общественными финансами: “Реформирование касается трех уровней. На первом, макроуровне (Федерация – субъекты РФ), идет реформа межбюджетных отношений. Без окончательного наведения порядка в этой сфере нельзя двигаться дальше. Второй, мезоуровень (правительство - министерства), предполагает реформу бюджетного процесса. На третьем, микроуровне (министерства - организаторы социальных услуг: здравоохранение, образование и так далее), идет реструктуризация бюджетной сети. Это самый важный этап”.
Как отметил Алексей Лавров, именно этот вариант предполагает разграничение ответственности и повышение заинтересованности в оптимальном управлении региональными и муниципальными финансами. Эта схема предложена Министерством финансов и реализуется сейчас на практике в рамках бюджетной реформы.