Не надо стесняться. Эксперты научат алтайских предпринимателей работать на маркетплейсах

Многие даже не подозревают, какие возможности открывают электронные площадки

Ещё вчера вы продавали свой товар, скажем, валенки, только по знакомым или через Instagram. А уже завтра вы отправляете свою валяную обувь в Канаду, США и где там ещё бывает морозно. А всё потому, что вышли на маркетплейсы. Что это такое и как с ними работать, алтайским предпринимателям расскажут в новой программе Фонда МСП.

В эфире радио "Эхо Москвы в Барнауле" её презентовали автор курса, бизнесмен из Липецка, федеральный эксперт по маркетплейсам Алина Гончаренко и руководитель Центра поддержки предпринимательства Фонда Ирина Черепанова.

– Что это за программа и чему там научат? 

Ирина Черепанова: Мы проводим эту программу уже второй год. В прошлом году она была очень популярной у производителей Алтайского края. И результат был: более 60% участников увеличили выручку, хотя большинство из них раньше знали только слово маркетплейс.

Запросов много, ведь сейчас это тренд. Обучение сделаем в формате акселератора, где участники попробуют самостоятельно выходить на маркетплейсы. Это будут и очные занятия, и вебинары, и встречи в мини-группах (участников разделят по уровню готовности: от начинающих до опытных). Программа продлится до 13 октября. 

– Обучение бесплатное? А ещё можно записаться?

Ирина Черепанова: Да, можно записаться через сайт Центра или по номеру горячей линии 8-800-222-8322.

– А сколько уже участников?

Ирина Черепанова: Поступило более 150 заявок, из них 100 участников уже подтвердили визит на первое занятие, часть подключится немного позднее. Основной массив – алтайские производители.

– А производители чего именно? Кто интересуется выходом на международные площадки?

Ирина Черепанова: Это изготовители сувенирной и ремесленной продукции, изделий ручной работы, фитопродукции и БАДов, взрослой и детской одежды, игрушек. Пожалуй, самый необычный продукт – черепа.

– Черепа?

Алина Гончаренко: Да, есть у нас изготовитель черепов животных на поставке.

А вообще площадку можно подобрать под любой товар. Успех продаж будет зависеть от того, насколько она популярна, какая там конкуренция. Те же черепа, для них однозначно нужен иностранный рынок. И этот предприниматель вышел на зарубежный маркетплейс eBay.

Я беру в группу даже тех предпринимателей, у которых есть пока только задумка. И уже на этапе подбора площадки многие отказываются от своей идеи и выбирают что-то другое.

– Кажется, всё так просто.

Алина Гончаренко: И да, и нет. Чтобы достичь успеха в любом канале, надо прикладывать колоссальные усилия. Всегда привожу в пример Instagram. Там есть те, кто зарабатывает миллионы, но это топовые блогеры. Они вкладывают много сил, времени и денег в своё развитие. Они знают все инструменты для работы и умело ими пользуются.

Точно так же и на маркетплейсе: чтобы достичь там успеха, надо разобраться, как работает площадка, понять, чем ты отличаешься от конкурентов. Это не просто про размещение товара, это про выстраивание стратегии и ответ на вопрос "почему товар должны купить именно у тебя?" Вот как раз этому мы и учим в рамках программы.

– А каков ваш личный опыт? Как и с каким товаром вы сами пришли на маркетплейс?

Алина Гончаренко: Это смешная и стыдная история. Я 12 лет управляла региональным отделением крупнейшей федеральной телекоммуникационной компании. В какой-то момент захотела создавать продукт. Обучилась декораторству и работе с деревом. Начала с декора и детских товаров, делала новогодние игрушки и рождественские товары. Я создала прекрасный аккаунт в Instagram, и в первый месяц продала... ноль товаров. Я совсем не понимала, как это всё работает. Но оценила эту неудачу, поняла, чему мне надо научиться. И вышла на иностранные площадки. Казалось бы, зачем кому-то из других стран покупать что-то у меня, предпринимателя из региона России. Это большая проблема для начинающих предпринимателей: ты не понимаешь, что и как.

– Что первое продали?

Алина Гончаренко: Покупатель из Израиля заказал поднос. Первая продажа – это было что-то невероятное. На телефоне установлена программа, я слышу звук монет: вау – продажа. И начинаю понимать, что это работает.

И это должны понимать все. И побеждать в себе боязнь и переживания (а если возврат, а если клиент напишет негативный отзыв).

– И как, идут продажи?

Алина Гончаренко: Конечно, но я сконцентрировалась на сезонных продажах. А вообще это как болезнь – ты однажды вышел на маркетплейс и потом всё время хочешь выводить новый товар. Сейчас мы с партнёрами регистрируем товарный знак на совершенно новое направление – декор. Будем выставлять на российские площадки.

Производитель видит колоссальный потенциал маркетплейса, популярность онлайна будет только нарастать, на нашу жизнь точно хватит. Сейчас уже нельзя не быть там.

– В Алтайском крае есть успешные кейсы?

Алина Гончаренко: Конечно, и немало. Например, компания "Инсайт", которая шьёт шапочки для женщин, прошедших курс химиотерапии.

– И всё-таки, как это сделать?

Алина Гончаренко: Первое – пройти путь клиента. Где потенциальный покупатель будет искать товар? В интернете. Начнём с самого популярного поисковика – "Яндекс". Заходим, вбиваем: "валенки купить". Смотрим, какие платформы будут первые в выдаче. И, как правило, это маркетплейсы: "Яндекс.Покупки", Ozon, Wildberries, "Ярмарка мастеров", "Сбер Мегамаркет".

Затем надо понять, на каких площадках вы физически сможете продавать свой товар. Какие там есть условия работы. В рамках программы я как раз рассказываю, что кому больше подходит: ИП или самозанятым, нужны ли сертификаты на продукт, какое требование по количеству товара, как отправлять товар, какая будет комиссия. Многие площадки нормально работают с самозанятыми, зашёл и за минуту зарегистрировался. Специфика есть, но всему можно научиться.

–  Могу ли выйти со своими, скажем, валенками на Ozon к зиме?

Алина Гончаренко: Абсолютно! И на Ozon, и на Wildberries, и на "Сбер Мегамаркет", и на eBay.

– Сколько алтайских предпринимателей уже используют этот канал? Десятки, сотни, тысячи?

Ирина Черепанова: Сложно сказать. Однозначно, сотни. Страх перед этим новым проходит, предприниматели всё активнее. 

– Какие ещё программы будет проводить Фонд МСП в 2021 году?

Ирина Черепанова: 21 сентября стартовала программа продвижения в интернете и социальных сетях. Совместно с партнёром "Деловая среда" проводим трёхдневный интенсив. Ещё один новый курс – для самозанятых и предпринимателей в сфере дизайна. Будут программы по продвижению, юридическим вопросам. Мы все курсы инициируем под запросы бизнеса, так что обращайтесь.

Центр "Мой бизнес"
Адрес: Барнаул, ул. Мало-Тобольская, 19
Тел.: 8 800 222 8322
Сайт

 

Читайте полную версию на сайте