Лазером в глаза. Как в России предлагают проверять водителей на усталость?

Действующие ПДД, напомним, разрешают в течение суток находиться за рулём суммарно не более 10 часов. Эту норму хотят увеличить
Фото: pixabay.com

Водителям такси, автобусов и грузовиков в России могут разрешить проводить за рулём более десяти часов, но только если они не устали. Для мониторинга состояния здоровья водителей Минтранс разработал специальную программу. Новшества могут заработать уже к 1 марта 2023 года. Проект поправок к закону "О безопасности дорожного движения" размещён на regulation.gov.ru. Как будут тестировать водителей и сколько придётся заплатить перевозчикам за безопасность, рассказываем в рубрике "Вопрос-ответ".

1
Как хотят проверять на усталость водителей автобусов и такси?

С помощью специальной системы. Предполагается, что она по зрачку и частоте пульса сможет определить степень усталости водителя. А признаки засыпания, к примеру, можно выявить с помощью лазерных датчиков, установленных в кабине, или браслета на руке, утверждают разработчики системы.

Оборудование транспортного средства обойдётся перевозчику, по оценкам Минтранса, в 25-80 тыс. руб. Деньги не маленькие, но в перспективе от этого все должны остаться в выигрыше: ущерб от ДТП за год сократится на 350-530 млрд рублей, сообщает "Коммерсант". Сейчас убытки оцениваются в 1,78 трлн руб.

2
И сколько часов разрешат сидеть за баранкой?

Минтранс намерен разрешить водителям работать более 10 часов и закрепить эту норму в ПДД. Сколько именно придётся рулить в сутки дальнобойщикам и таксистам, в документе не уточняется. Всё будет индивидуально.

Определять состояние водителя хотят с помощью "средства мониторинга работоспособности", подключённого к тахографу. Например, водитель проехал менее десяти часов, но уже начал засыпать, это зафиксирует прибор. Тогда ему придётся закончить маршрут или остановиться отдохнуть.

Напомним, сейчас действующие ПДД разрешают водителю суммарно за сутки проводить в пути не более десяти часов. Это время можно увеличить ещё на два часа, чтобы доехать до стоянки (приказ Минтранса, – прим. ред.). Контроль за состоянием водителя осуществляют с помощью тахографов. Штраф для нарушителей составляет до 2,5 тыс. руб.

3
Такие проверки не нанесут вреда здоровью?

Ряд экспертов категорически против идеи об увеличении времени работы водителей. В их числе руководитель ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадий Мирошин. Эксперт настаивает, что сначала нужно оценить риски для здоровья людей. В частности, вызывает вопросы контроль сетчатки глаза лазерным лучом.

Он напомнил, что подобное оборудование "Антисон" используют в Москве. С помощью компьютерного зрения идёт мониторинг частоты моргания, поворотов головы и взгляда водителя. Но многие жаловались, что у них болели глаза, у некоторых были зафиксированы ожоги сетчатки глаза. Однако проведённая проверка Роспотребнадзора нарушений не выявила.

"Это очередное лоббирование интересов производителя очередной коробочки, которую впоследствии обяжут ставить в каждую машину, – уверен президент ассоциации "Грузоавтотранс" Владимир Матягин. – Пока показания с тахографов снимаются инспекторами, у водителей всегда будет возможность "договориться" на месте, независимо от показаний прибора и их количества".

В реальной жизни, отмечает Матягин, водители грузовиков не соблюдают установленные нормы вождения, а едут до тех пор, пока не захотят спать.

Читайте полную версию на сайте