Природные парки Алтая выступают против строительства дороги в Китай через плато Укок
Недавно созданная Ассоциация природных парков Алтая направила во Всемирный фонд дикой природы (WWF) письмо с просьбой оказать содействие в привлечении внимания правительственных органов к опасному для национальных интересов России и Республики Алтай проекту строительства автодороги через плато Укок. Об этом ИА REGNUM сообщил президент ассоциации Даниил Мамыев.
По мнению Ассоциации природных парков Алтая, после строительства дороги в Китай будут вывозиться стратегические ресурсы России: литий, ванадий, молибден, лес, нефть и газ. В то же время в Россию "хлынет поток низкопробного китайского ширпотреба и сельхозпродукции, себестоимость которой в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР на порядок ниже, чем в Сибири. Таким образом, экономически данная дорога выгодна, прежде всего, Китаю".
К тому же дорога через Укок станет прямым каналом легального и нелегального проникновения на территорию РФ огромных масс китайского населения, в перспективе может произойти китаизация районов Южной Сибири.
Строительство дороги негативно воспринимается значительной частью местного населения Республики Алтай, считает Даниил Мамыев. По данным проведенного недавно социологического опроса, 73,3% респондентов отрицательно относятся к возможности строительства дороги на Китай через перевал Канас. В первую очередь противников этого проекта беспокоит предполагаемое засилье китайцев на товарных рынках, на рынке рабочей силы. И лишь 26,7% опрошенных считают, что и само строительство дороги, и ее последующее функционирование благоприятно скажутся на развитии экономики Республики Алтай.
В качестве альтернативного варианта предлагается, в частности, реконструкция и развитие действующего Чуйского тракта, в случае чего Россия получает "страховочный буфер" в лице Монголии в отношениях с Китаем.
Как уже сообщалось, предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии Сибирского отделения РАН.
Как считают сторонники строительства, сооружение дороги вызовет рост и развитие международных автомобильных перевозок, послужит мощным толчком экономического развития Республики Алтай, западных аймаков Тывы, Алтайского края, обеспечит возможность освоения природных ресурсов Кош-Агачского района Республики Алтай, повлечет развитие малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2200-2500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ула (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ула сходятся границы трех государств - России, Китая и Монголии.