Вторая волна "Холидейвируса". Новосибирская сеть нанесла новый удар алтайским компаниям
Сеть "Холидей", которая весной 2020 года не смогла отбить у бывших партнеров 6 млрд рублей за полученный и проданный ею товар, объявила вторую "войну" сибирским компаниям. 80 производителей осенью получили многомиллионные претензии за нарушение авторского права. Производители называют обвинения возмутительными. Но судьи принимают сторону сети. Барнаульская компания "Константа" уже проиграла два дела. Впереди остался итоговый – кассационный – суд. Если и он примет решение в пользу "Холидея", остальным производителям доказать свою правоту будет практически невозможно. А это означает банкротство: суммы некоторых исков превышают 80 млн рублей. 10 декабря 2020 года предприниматели, юристы и представители власти Алтайского края встретились на круглом столе, чтобы обсудить варианты обороны и наступления.
"Запланированная акция"
Торговый дом "Алтан" (принадлежит предпринимателю Валерию Покорняку), работал с "Холидеем" с начала 2000-х годов. В 2017-м новосибирский партнер предложил "Алтану" выпускать для него макаронные изделия под торговой маркой сети (СТМ) Felitta.
"Мы долго обсуждали это предложение, ведь на СТМ производитель зарабатывает очень мало. Но, взвесив все за и против, приняли решение, что нам ничего не мешает. Всеми вопросами занималась ООО "Компания Холидей". Мы знаем, что в эту группу компаний входит много фирм, они все аффилированы, объединены одним собственником – Николаем Скороходовым. Нам "Холидей" предоставил дизайн, и продукция начала производиться – по их заказу и только в их торговые точки. Никакие третьи лица не имели права закупать данную продукцию", – говорит заместитель генерального директора ТД "Алтан" Ольга Карюкина.
Но в ноябре 2020 года алтайский производитель неожиданно получил иск от компании "Холидей Маркетинг" (один из учредителей Николай Скороходов – тот же, что у ООО "Компания Холидей"). Фирма заявила: бренд Felitta зарегистрирован ими, принадлежит им, и к сети "Холидей" они не имеют никакого отношения, а значит, "Алтан" не имел права поставлять макароны под этим брендом в магазины. Производитель категорически не согласен с претензией и считает, что обвинения от "Холидей Маркетинга" необоснованны.
"Торговая марка Felitta была зарегистрирована лишь в 2018 году. Фактически мы весь год (с 2017) производили бренд, который, со слов "Холидея", принадлежал им, но потом каким-то образом оказался у "Холидей Маркетинга". Мы считаем, что такая схема является очередной "запланированной акцией". Мы не знаем, какой джекпот они еще достанут из рукава, чтобы нас "прихлопнуть". Если "Холидей Маркетинг" знал о нарушении права, то еще в 2018 году мог обратиться к нам. Но этого сделано не было", – отмечает Ольга Карюкина.
Сумма исков "Холидей Маркетинга" к сибирском компаниям разная – от 1 млн до 82 млн рублей. "Алтан" должен выплатить 7 млн рублей, алтайские "Бочкари" – 13 млн, компания "Константа" – 11,5 млн рублей.
"Вирус "Холидей" мутирует"
Алтайская компания "Константа", поставлявшая в "Холидей" детскую одежду под брендом "Игрята", весной 2020 года предупреждала: новосибирская сеть заготовила несколько вариантов, чтобы обогатиться за счет бывших партнеров. В тот период 300 российских компаний отчаянно отбивались от исков "Холидея", на первый взгляд, с абсурдными требованиями: вернуть деньги за полученный и даже успешно проданный в магазинах сети товар.
Но "Константа" и несколько других компаний (новосибирские фирмы "Морозко" и "Фарм-про", омская предпринимательница Арефьева Т. А.) тогда получили еще один иск: за нарушение авторского права. Руководитель "Константы" Константин Рябинин говорит, что уже тогда подозревал: "Холидей" отрабатывает на них очередную схему по возврату денег с экс-партнеров.
"Мы производили для "Холидея" детскую одежду под брендом "Игрята". Весной 2020 году зашли в суды, представили все документы. Компания "Холидей Маркетинг" утверждает, что не имеет никакого отношения к "Холидею", но исковое заявление к нам было отправлено с адреса компании "Холди", фактически являющейся компанией "Холидей". Мы в суде обращаем на это внимание. И все вроде бы было хорошо: суд был на нашей стороне. Но затем он выносит решение в пользу "Холидея". Апелляционный суд мы тоже проиграли, теперь идем в "кассацию". Сейчас нас требуют вернуть 11,5 млн рублей", – говорит Константин Рябинин.
"Акция" "Холидея" была заранее спланирована, предполагает и руководитель бюро по защите прав предпринимателей новосибирского отделения "Опора России", юрист Наталья Пинигина. И в этом случае большое недоумение у предпринимателей и юристов вызывают решения судей. По словам Пинигиной, только в Новосибирске суд тщательно рассмотрел все нюансы дела и встал на сторону производителей. В Барнауле и Омске все решалось очень быстро и в пользу "Холидея".
"Очень жаль, что вирус "Холидей" постоянно мутирует. Вопросы есть и к судебной системе. В Омске и Барнауле "Холидей" выиграл, в Новосибирске спор шел долго, суд обстоятельно подошел к выяснению каждой ситуации и установил фактическую аффилированность*, фактическое согласие правообладателя и схем, по которым работала эта "связка", – говорит Пинигина.
Юрист подчеркивает: главное в том, что новосибирский суд доказал "злоупотребление правом, направленное на причинение вреда ответчику".
"Это важный вывод, на нем в правоохранительных органах будет рассмотрено заявление о возбуждении уголовного дела. Если все предприниматели присоединятся, то мы остановим эту вакханалию", – считает Наталья Пинигина.
Спасти "Константу" и себя
Алтайские производители уверены, что впереди последний "раунд" боя: кассационный суд, который поставит точку в споре "Константы" и "новосибирца". Юристы говорят, что производитель детской одежды должен идти на него подготовленным, с полной и даже "переполненной" доказательной базой. Ведь если суд последней инстанции признает, что претензии "Холидей Маркетинга" законны, обоснованны и справедливы, то компания Николая Скороходова обанкротит десятки организаций.
"Есть положительное решение суда Новосибирской области. Не берусь говорить, почему наш судья такого решения не принял. Но еще важно, насколько у "Константы" в кассационном суде крепкие оппозиции. Будет плохо, если решение вынесут не в пользу компании. Может быть, надо подумать и поискать юриста в Москве, который занимается этой темой?" – предполагает экс-омбудсмен Алтайского края Павел Нестеров.
И юристы, и представители власти, и предприниматели говорят, что первую "войну" с "Холидеем" они смогли выиграть только благодаря обращениям к судьям, депутатам, губернаторам, президенту – всем, кто мог помочь поставщикам. А так как по-другому не получается добиться справедливости и сейчас, то они вновь намерены идти по тому же пути.
"Весной мы обратились к депутатам Госдумы от Алтайского края, и все они подписали обращение в Следственный комитет, Генпрокуратуру. Была проделана большая работа предпринимателей, юристы помогали друг другу", – говорит Павел Нестеров.
По итогу встречи присутствующие бизнесмены и юристы подписали коллективное обращение к председателям Верховного суда, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, Седьмого арбитражного апелляционного суда, а также председателям Арбитражных судов семи регионов России. Компании просят взять "на личный контроль рассмотрение дел ООО "Холидей Маркетинг" и "обеспечить необходимые условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по каждому спору".
"Такие агрессоры разрушают экономику. Мы – производители – не можем обходиться без магазинов, но сети диктуют свои условия. Сейчас мы подписали коллективное обращение к судьям. Как говорится, надейся на Бога, но сам не плошай", – резюмировал Валерий Покорняк.
Что случилось с "Холидеем"?
В 2019 году "Холидей" признали банкротом. В сентябре прошлого года конкурсный управляющий Трофим Кузнецов обратился в суд, чтобы признать сделки, совершенные за несколько месяцев до банкротства, недействительными. Это значит, что компаниям, которые получили от сети деньги за поставленный товар, придется их вернуть. Естественно, свой товар назад они не получат.
"Холидей" подал в суд на 95 компаний-поставщиков со всей Сибири: Кемеровской, Томской и Новосибирской областей. Но большая часть его экс-партнеров – из Алтайского края (43). Компания Николая Скороходова требует от региональных предприятий вернуть разные суммы – от полумиллиона до 30 млн рублей. Для многих фирм возврат денег означает банкротство.
Но весной 2020 года, когда к проблеме подключились федеральные и сибирские юристы, в деле произошел "излом". Они поставили почти все дела на паузу, добились переноса запланированных заседаний и собрали доказательства, которые подтверждают, что требования конкурсного управляющего необоснованны.
В результате 27 мая омский бизнесмен Вячеслав Давыденко, который был первым, с кого "Холидей" требовал вернуть деньги за поставленную продукцию, выиграл кассационный суд. Это был судебный прецедент, поворот в деле. И с тех пор все иски ретейлера к поставщикам суды отклоняли, опираясь на решение "кассации".
* Из дела № А45-33099/2019 по иску ООО "Холидей Маркетинг" к ООО Торговый дом "Морозко"
"Как следует из положений статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, под аффилированностью понимается отношение связанности между соответствующими лицами".
"Представленные ответчиком в материалы дела доказательства свидетельствуют об общности экономических интересов ООО "Холидей 12 А45-33099/2019 Маркетинг" и ООО "Компания Холидей" и их фактической аффилированности".
"Судом установлено, что ООО "Холидей Маркетинг" и ООО "Компания Холидей" фактически отвечают критериям взаимозависимости (аффилированности)".