Могут ли выгнать из магазина или автобуса из-за отсутствия маски. Разъяснения юриста
После нового указа Виктора Томенко в магазинах Алтайского края перестали обслуживать покупателей без масок. Запрещено обслуживать и пассажиров общественного транспорта, если они будут без индивидуальных средств защиты. Кто-то воспринял это решение одобрительно, считая, что лучше поберечься от непонятной заразы, а кто-то возмущается, заявляя о нарушении прав покупателей и пассажиров. Amic.ru поговорил с директором центра социальной юридической поддержки "Правовое содействие" Татьяной Корнилюк и узнал, имеют ли право нам отказать в обслуживании или даже оштрафовать за то, что мы пришли в магазин без маски.
В Алтайском крае все еще продолжает действовать режим повышенной готовности к чрезвычайным ситуациям. А в период, пока он действует, люди обязаны исполнять специальные правила поведения, утвержденные постановлением правительства РФ ( "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"), напоминает Татьяна Корнилюк.
Но согласно этому же постановлению, если исполнительные органы требуют применения индивидуальных или коллективных средств защиты, они обязаны обеспечить население этими средствами защиты*. Это прямо прописано в правилах поведения при режиме повышенной готовности к чрезвычайным ситуациям. Если этого не было сделано, то требовать, а тем более наказывать за это – нельзя.
Поэтому если вы пришли в магазин без маски и там вам предложили "средство индивидуальной защиты", а вы им не воспользовались, то вас могут отказаться обслуживать. Так как в данном случае организация обеспечила вас этими самыми средствами.
Но если вы пришли в общественное место, а там нет ни масок, ни их "заменителей", то вас обязаны обслужить.
* Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации п.3.в:
- При получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Да. Если вы опять же зашли в магазин без маски и проигнорировали предложенные организацией средства индивидуальной защиты. В этом случае полицейские могут составить в отношении вас протокол и отправить его в суд.
Согласно статье 20.6.1 КоАП, за несоблюдение и нарушение этих правил предусмотрен штраф от 1 до 30 тысяч рублей для физических лиц. Для организаций и должностных лиц штрафы будут гораздо выше.
По сути, ситуация такая же, как и с магазинами. Если вы заходите в автобус без маски и вам предлагают либо маску либо средство ее заменяющее и вы его не используете, то вас могут высадить.
Если же в общественном транспорте не могут вам предложить СИЗы, то высадить вас никто не имеет права.
"Если в автобусе нет масок, к вам нет никаких претензий. Даже если в отношении вас составят протокол, даже если попытаются выгнать. Это незаконно. В этом случае нужно писать жалобы на тех, кто так делает, потому что они не имеют на это права. Ну ведь правда, какая-нибудь старушка, может быть, на последние деньги едет в этом автобусе и просто не может себе позволить купить маску, неужели ее вышвыривать?" – говорит юрист.
Такого тоже быть не должно, говорит Татьяна Корнилюк.
Законодательно способ ношения маски не определен. Главное, чтобы маска была на лице. А где именно – не указывается. Возможно, где-то в ВОЗ или Роспотребнадзоре и есть рекомендации по ношению медицинской маски, но нигде в законодательстве нет отсылок, что мы должны строго следовать этим рекомендациям.
Продавец – не врач, он не имеет специальных знаний, которыми может оперировать и указывать, как правильно носить маску, а как неправильно, поясняет Корнилюк. Продавец может считать, что правильно вот так, а гражданин считает, что правильно по-другому. В этом случае у кассы будет просто скандал, где каждая сторона постарается отстоять свою точку зрения, но отказать в обслуживании покупателя на основании, что "у него не так надета маска на лице", нельзя.