Пока город на троечку. Для Барнаула ищут новый бренд, чтобы остановить миграцию
В Барнауле растет количество желающих покинуть его. Многих здесь держит только привычка. Эксперты видят причину в том, что краевая столица превратилась в заурядный город, который не дает возможности жить комфортно, развиваться и зарабатывать. Да, текущие задачи решаются, говорят специалисты. Но планы на перспективу остаются под вопросом.
Как исправить ситуацию, думали эксперты на форсайт-сессии "Барнаул – образ будущего", которую в начале октября организовало Агентство регионального развития. Собравшиеся предложили несколько концепций, образ которых проработал для читателей amic.ru дизайнер Алексей Беленев.
Не ясно, ради чего
"Если не найти идею для будущего города и не выработать механизм ее воплощения, то он будет пребывать в перманентном состоянии догоняющего", – так пояснила идею форсайт-сессии ее модератор Инга Ретивых, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС. Перед стартом обсуждений она рассказала о том, что думают о малой родине горожане.
По данным исследований, которые Ретивых проводит с 2008 года, жители города не понимают, зачем жить в Барнауле. Так, в 2008 году 37% опрошенных не исключали переезд в другой город и 18% решительно были настроены сменить прописку. Среди молодежи миграционные настроения были выше – 59% респондентов заявили о возможности смены места жительства и только четверть выразили желание остаться в городе. Через 10 лет, в 2018-м, 46% из опрошенной молодежи собирались покинуть Барнаул и еще 38% не исключали этого. Наиболее популярные места назначения – Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край.
"Образ и имидж города нейтрально позитивный, – говорит Инга Ретивых. – Это сохраняется на протяжении долгого времени. Многие оценивают его на троечку, и тренд не меняется на протяжении 10 лет. Да, Барнаул воспринимается как красивый и гостеприимный, уютный и комфортный. В нем созданы хорошие условия для получения образования и повышения квалификации. Но при этом он для барнаульцев бедный, теряющий свою уникальность, становящийся более заурядным. А еще имеющий перспективы для развития, но не определившийся с ними".
Эксперт приводит яркие цитаты опрошенных: "Не ясно, ради чего мы собрались в Барнауле", "Нет идеи на постоянную жизнь", "Не факт, что я буду жить здесь постоянно".
Почему уезжают и почему остаются?
Инга Ретивых построила свое исследование на опросе экспертов и методиках, позволяющих мониторить состояние города и сравнивать полученные результаты. Один из опросов* выявил причины, по которым барнаульцы хотят покинуть свой город. Это:
- лучшие возможности организации досуга (14,6%);
- ожидание более высокой оплаты труда (28,8%);
- лучшие возможности трудоустройства (16,8%);
- лучшие возможности профессиональной реализации (26,3%);
- другое (10,5%).
Но есть и те, кто в Барнауле остается. Инга Ретивых, опираясь на свои исследования, объяснила, что их держит:
- привычка (17,6%);
- все устраивает (13,4%);
- семья (44,4%);
- хорошая работа (8,3%);
- комфортная среда (7,3%);
- другое (9%).
Как исправить ситуацию?
"Особенность Алтайского края – низкая производительность труда. Отсюда маленькие зарплаты и неудовлетворительный уровень жизни. По законам Карла Маркса, так будет всегда. Мы занимаем 10-е место из 10 регионов Сибири по производительности труда", – объяснил кандидат экономических наук, доцент АлтГУ Валерий Мищенко, также настроенный найти новый импульс для развития Барнаула.
Владислав Вакаев, руководитель агентства регионального развития и историк по образованию, напомнил, что Барнаул пережил три всплеска развития. В царскую Россию (расцвет сереброплавильного дела) и советский период (аккумуляция промышленности) государству что-то было нужно от города, и оно инвестировало в него. Еще один всплеск пришелся на подъем купечества.
"Сейчас центр не будет вкладывать ресурсы в Барнаул. Нам надо самим понять, как город может развиваться. Для этого нужен бренд, и отталкиваясь от него нужно понять направления работы", – подчеркнул Вакаев.
Эксперты форсайт-сессии согласились: Барнаул не должен становиться городом-миллионником, чтобы высасывать ресурсы из других регионов и бюджета страны. У него есть свои особенности, которые следует учитывать.
"На фестивале "Фабриказавод", который прошел накануне, эксперты отметили: Барнаул – город-урбанизатор. Мы притягиваем людей из сел, превращая их в горожан. Это, с одной стороны, позволяет поддерживать численность населения, но с другой – формирует сельскую ментальность. Этим мы в корне отличаемся от промышленного Новосибирска", – продолжил Вакаев.
Каким может быть бренд Барнаула
Участники форсайт-сессии предложили четыре варианта бренда столицы Алтайского края. И все их объединяет осознание города как места с историей, которую можно использовать для развития туризма. По мнению эколога Алексея Эбеля, потенциал кроется еще и в экологичности краевой столицы – самого теплого города Сибири, в котором есть ленточный бор, а также развито производство продуктов высокого качества.
Однако есть понимание: современным жителям критично не хватает мест для общения, развития, занятий спортом. У города масса коммунальных проблем, которые следует решать. Кроме того, на его экономике и социальном положении отражаются глобальные факторы. Например, климатические изменения, глобализация бизнеса и урбанизация, инновационные прорывы и многое другое. Все это предстояло учесть авторам концепций.
Бренд 1: "Серебряный город"
Строится вокруг Сереброплавильного завода, территория которого становится местом притяжения прогрессивной молодежи и активных граждан. Исторический памятник включается в туристическую составляющую города за счет строительства экспоцентра и налаживая транспортных связей с другими территориями Барнаула, городами Сибири и другими местами притяжения.
В основу бренда может лечь идея долголетия, что даст толчок развитию медицины, экологичного электротранспорта, социального и ремесленного бизнеса.
Концепцию представили Максим Герасимюк, руководитель объединенной редакции ИД "Алтапресс", архитектор Александр Деринг.
Бренд 2: "Барнаул – мастер-град"
Главный посыл: приезжай, старайся и зарабатывай. Название подчеркивает потенциал города: удобный и современный центр притяжения для людей, технологий, инвестиций. Но не мегаполис и это его ценность.
Такому Барнаулу нужна концепция объемно-пространственного развития. Здесь должно быть удобно жить. Локомотивом развития может стать туризм, поэтому важно сохранять гостеприимство, образ зеленого города, развивать медицину, производство экопродуктов.
Концепцию представили экономист Артем Поломошнов и предприниматель Александр Алексенцев ("Сибирь инновационная").
Бренд 3: "Глобальная деревня" или "Центральная усадьба"
Авторы концепции бренда считают, что люди – это нефть XXI века. Это ресурс, который становится катализатором развития экономики. Источник вдохновения – культура. Ключевые факторы развития – аграрные богатства и расположение на пересечении турпотоков.
Еще важный ресурс города – земля. Продукты – это тоже ресурс. Брендируя и широко представляя его на полках сетей, организуя гастрофесты, можно развивать пищевые производства. А воспользовавшись тем, что Алтайский край богат лесами, можно создать промышленность по созданию упаковки.
Город – это место, где люди живут, отдыхают и учатся, но место приложения сил будет где-то рядом. Например, в поле или в лесу.
В процессе работы концепция получила еще одно название – "Город-сад".
Концепцию представила урбанист Нонна Березикова и архитектор-дизайнер Ирина Бондаренко.
Бренд 4: "Душа Сибири"
Новосибирск – деловой и жесткий центр Сибири. Нам нужно другое – теплота и общение, поэтому предлагается бренд "Душа Сибири". Он подчеркивает направление на развитие здорового образа жизни, экологичность, культуру, сохранение уникальности города.
Барнаул – это место, в котором хочется остаться. Здесь комфортно, интересно и можно себя реализовать. Идея отражает расположение города в центре Сибири, способного аккумулировать интересы многих народов, а также турпотоки. "Хочешь узнать Сибирь, приезжай в Барнаул". Концепция привязывается к уже раскрученным брендам, хотя туризм – это не супердрайвер экономики.
Концепцию представил Владислав Вакаев.
Что такое форсайт-сессия?
Форсайт-сессия объединяет специалистов из разных областей, заинтересованных в решении поставленной задачи. Они формулируют образ желаемого будущего и решают, как к нему можно прийти.
В форсайт-сессии "Барнаул – образ будущего" участвовало около 40 экспертов. Свои идеи представляли архитекторы, экономисты, урбанисты, журналисты, психологи, предприниматели, экологи, ученые, студенты. Их разделили на четыре рабочие группы, которым сначала поставили задачу выявить глобальные и местные факторы, влияющие на город. Затем сформулировать цели и описать бренд и концепцию будущего Барнаула.
На следующем этапе организаторы сессии планируют получить отклик от горожан относительно представленных брендов и концепций. А также услышать новые идеи.
* выборка 500 человек в пяти социальных группах, выделенных по экономическому критерию с дополнительным квотированием по полу и возрасту.