Ребенок в ужасе от школы. Как ему помочь справиться со стрессом
Международные исследования говорят, что 80% российских школьников испытывают стресс в начале нового учебного года, а некоторые и весь учебный год. Чего же боятся дети? Как помочь ребенку справиться со стрессом? Мы спросили, что делать, у психолога Ольги Згордан. И она объяснила (в эфире радиостанции "Эхо Москвы в Барнауле"). Слушайте наш подкаст (всего 7 минут) и вы узнаете, как понять, что у ребенка возникли проблемы в школе, как нужно их решать и почему импульсивные действия родителей могут навредить.
Демоническая школа (начало записи)
Стресс перед обучением испытывают как старшие школьники, так и будущие первоклассники. Школу демонизируют из-за постоянных изменений в системе образования. В итоге уже выпускники детсадов понимают, что их ждет что-то страшное, а обратной дороги нет. При этом уговоры взрослых не снимают чувство страха. Иногда ситуацию усугубляют родители, которые перегружают ребенка дополнительными занятиями.
Что поможет (3:07)
Снять напряжение может только родительская поддержка. Психолог напоминает, что ребенку должно быть спокойно дома вне зависимости от успеваемости и происходящего в школе. Наоборот, порицание со стороны родителей только усугубит ситуацию. Школьник попросту закроется в себе и перестанет искать помощи у близких.
Как выяснить о проблемах (4:30)
Распознать, что у школьника какие-либо проблемы можно быстро. Один из сигналов, например, изменение модели поведения, когда ранее общительный ребенок резко замыкается в себе без видимых причин. В подобных случаях не стоит давить и сразу пытаться выяснять, какие проблемы появились и почему, рекомендует Згордан. Также психолог не советует немедленно идти в школу для бесед с учителями. Импульсивные действия только навредят.
Как решать конфликт (5:17)
Если проблемы действительно есть, ребенку нужно дать понять, что родители на его стороне. Однако выяснять отношения или вести переговоры с другими участниками конфликта или учителями нужно без ребенка. Также необходимо сохранять спокойствие и не переходить на обвинения. При этом сам школьник должен понимать, что родители именно помогают разобраться в его проблемах, но не решают их сами.
Чем хорош второй иностранный (6:18)
Згордан считает хорошей идею внедрения в школах второго иностранного языка. По ее мнению, новшество поможет развивать работу мозга и навыки. Однако проблема в реализации инициативы, неизвестно, где школы найдут подходящих учителей, а также как реализуют обучение. Ответственность ложится и на родителей. Им нужно помочь ребенку справляться с новым предметом и новой нагрузкой, однако делать домашние задания вместо школьника нельзя.