Зачем Минтранс предложил ввести разделение водителей на любителей и профи
Министерство транспорта РФ предложило изменить систему подготовки водителей. В ведомстве считают, что необходимо разделить водителей на две категории: любителей и профессионалов. Соответствующие поправки в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" опубликованы на официальном портале проектов нормативных правовых актов. Разбираемся, зачем нужно это разделение и на что оно повлияет.
В чем суть нововведений?
Минтранс предлагает разделить водителей на любителей и профессионалов, желающих работать по найму или осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами.
Подготовку водителей-любителей выведут за рамки закона "Об образовании". В ведомстве считают, что водителям-любителям, не работающим по найму, приходится изучать ряд организационно-управленческих дисциплин, не связанных с безопасностью дорожного движения. Например, технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей, диспетчерское руководство работой подвижного состава или оперативный учет работы водителей.
Разделение водителей на любителей и профи предполагает, что любители не будут изучать эти дисциплины, что существенно облегчит процесс обучения. Граждане, как и сейчас, должны будут сдавать экзамены в ГИБДД на все категории (B, C, D и т. д.), при этом будут оставаться любителями.
Если же гражданин планирует работать по найму на перевозках пассажиров или грузов (иными словами, стать водителем-профессионалом), он должен будет пройти профессиональное обучение и получить соответствующий документ о квалификации.
Для чего нужно разделение водителей на любителей и профи?
В Минтрансе подчеркивают, что показатели аварийности на дорогах по вине водителей, работающих по найму, остаются по-прежнему высокими. Причины нарушений ПДД в большинстве случаев связаны с низкой дисциплинированностью водительского состава, большим числом ошибок в управлении транспортным средством, а также сознательным пренебрежением правилами дорожного движения.
В связи с этим, компетентность водителя (профессиональные знания, навыки) нуждается в систематическом подтверждении с учетом динамично развивающейся сферы перевозок.
На что повлияет разделение водителей?
В ГИБДД категорически против разделения водителей на любителей и профессионалов. Как заявил первый замглавы Госавтоинспекции Владимир Швецов, "введение подобного разделения приведет к снижению качества обучения так называемых любителей".
"Предполагается, что каждого надо обучать как профессионала. Что, собственно, и происходит сейчас: по итогам обучения в автошколе человек, получивший даже только категорию "В", может идти работать в такси", – цитирует Швецова "Коммерсантъ".
По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, проект Минтранса разрушит действующую систему образования, которая "с огромным трудом планомерно выстраивалась с 2013 года". Если закон будет принят, в стране произойдет всплеск аварийности.
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов в свою очередь подчеркивает, что компании испытывают недостаток квалифицированных водителей современной грузовой техники. А разделение водителей только усугубит этот дефицит.
"В модели логистических затрат водительская составляющая находится в пределах 20-30%. Даже незначительное изменение в зарплате водителя, призванное компенсировать стоимость переквалификации, может отразиться на стоимости грузоперевозки и, как следствие, на общем увеличении уровня инфляции", – рассказал эксперт "Коммерсанту".
Когда нововведения ступят в силу?
С 18 апреля проект находится на стадии публичного обсуждения. Оно продлится до 6 мая. В случае если поправки будут одобрены правительством России, то разделение водителей на любителей и профессионалов появится уже через два года.
Сколько средств потребуется на реализацию поправок в закон?