Мальчикам важно знать, что в них верят, или Как вырастить из сына мужчину
23 февраля российские мужчины будут отмечать День защитника Отечества. Уже давно этот праздник перестал быть праздником военных, это день настоящих мужчин, защитников для близких и любимых. О том, как воспитать настоящего мужчину, и какими качествами он должен обладать, Amic.ru поговорил с Анастасией Каташевой, психологом Краевого кризисного центра для мужчин.
– Кто такой настоящий мужчина, какими качествами должен обладать? И возможно ли развивать эти качества в каждом мальчике?
– Мужчина изначально воспринимался в разных культурах как активное начало. Он должен был быть деятельным, смелым, сильным, способным защитить свою семью, завоевывать пространство и развивать мир. Мальчики не обладают этими качествами с рождения. Каждый ребенок индивидуален: кто-то более активен: ему хочется познавать мир, лазать на гаражи, проявлять себя в спорте, а кто-то может быть закрытым, погруженным в себя, творческим.
Универсального рецепта, как воспитать настоящего мужчину, нет, потому что с точки зрения психологии каждая семья уникальна. Но есть некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание. Прежде всего, не стоит физически ограничивать мальчика (конечно, в рамках разумного). Будущим мужчинам нужна активность, им нужно почувствовать свою ловкость, предел своей силы. Во многих семьях, особенно в тех, где сына воспитывает одна мама, можно часто услышать такие фразы: "Не лезь – упадешь", "Не бегай". В результате появляются аккуратные прилежные мальчики, но их мужская природа искажена.
Мама – первая, самая важная женщина в жизни мужчины, которая оказывает огромное влияние на его будущую жизнь. На модели взаимоотношений с мамой строятся полоролевые отношения. Если мама ограничивала сына, очень за него беспокоилась, мальчик может вырасти нерешительным, инфантильным мужчиной. Он не будет чувствовать своей силы, не будет верить в то, что у него получится. Эти установки отпечатываются глубоко внутри, и во взрослой жизни мужчина не стремится покорять вершины. Есть другая реакция, когда мальчики в протест становятся хулиганами, пытаются разрушить границы и впадают в другую крайность.
– Как же найти баланс: обезопасить ребенка, но не слишком его ограничивать?
– Мальчикам важно знать, что в них верят. Их важно хвалить за какие-то достижения. Не просто говорить "ты у меня самая хороший, самый красивый" (это больше подходит для девочек), а отмечать его маленькие победы. Это очень стимулирует. Важно также обращать внимание не только на результат, но и на сам процесс. Почаще говорите "как здорово, что у тебя получается". Пусть ребенок не до конца достиг успеха, но в некоторых моментах он уже стал победителем.
– Нужно ли акцентировать внимание на успеваемости в школе?
– Многие мальчики в подростковом возрасте начинают хуже учиться. Для родителей это крах, кажется, что сын покатился по наклонной. Важно понимать, что у ребенка в этот момент происходят важные физиологические изменения, на первый план выходят совершенно новые задачи: установление контактов, самопрезентация среди сверстников. Мотивация к интеллектуальной деятельности падает. Родители в этом случае должны расставить приоритеты, понять, что им важнее: чтобы сын оправдывал образ, который они придумали, или чтобы он нашел свой путь. Важно реально оценить особенности ребенка, помочь ему стать лучше в той сфере, где у него что-то хорошо получается. Мальчик должен осознавать, что невозможно быть успешным во всем.
Также очень важно развивать у будущего мужчины ответственность. Приведу свой пример. Я мама троих мальчиков, и я не ругаю своих детей за двойки. Я объясняю, что это их деятельность, и у них всегда есть выбор: оставить все как есть, либо что-то сделать, чтобы исправить ситуацию. Если сейчас не исправить двойку, а потом получить еще одну – с этим будет сложнее разбираться. Я предлагаю увидеть альтернативу и оставляю им право выбора. Мне кажется, что когда ребенок сам почувствует эту ответственность, он будет по-другому относиться к учебе. Но многим родителям очень сложно отпустить контроль.
– Говорят, что мальчиков нельзя воспитывать в ласке, что это может развить некоторую мягкотелость. Как вы считаете?
– Это не так. Мальчикам тоже нужна ласка, забота, поддержка и нежность. Спартанские условия и железная дисциплина не гарантируют, что ребенок вырастет настоящим мужчиной. Должны быть моменты нежности и любви. Например, ритуал перед сном, когда мама обнимает сына и говорит ему, что она его любит независимо от того, что произошло днем. С другой стороны, ребенок должен четко усвоить, что есть определенные границы. В полной семье мама выполняет функцию поддержки, ласки, любви, а папа устанавливает границы и показывает модель мужского поведения. В неполной семье эту модель может транслировать дедушка, дядя, тренер.
Модель мужского поведения лучше усваивается в совместной деятельности, но иногда достаточно, чтобы мужчина просто был перед глазами ребенка. На Руси детей до трех лет воспитывали женщины, а после мальчиков передавали в мужское общество. Ребенок, пусть и пассивно, принимал участие в мужских делах, учился преодолевать препятствия, страхи, сомнения. В современном обществе это почти не встречается. В качестве подобной инициации можно рассматривать армию, да и то не всегда.
– Существует стереотип, что мужчина не имеет право на слезы и эмоции? Вы согласны с этим утверждением?
– Мальчики могут плакать, когда им больно. Они имеют право на эти чувства, это не делает их слабыми. Задача родителей – научить их говорить о чувствах, распознавать их. В большинстве случаев, когда ребенок ярко выражает свои чувства, взрослые испытывают дискомфорт и призывают ребенка сдерживаться, блокировать эмоции. Родители твердят: "не кричи", "не бегай", "не плачь". Все эти послания говорят о том, что чувства ребенка неуместны, никому не нужны. Когда человек становится взрослым, он теряет контакт с собой, не понимает, что с ним происходит. Это чревато кризисами.
– Как реагировать, если у мальчика проблема с половым самоопределением? Нужно ли что-то предпринимать, если он не считает себя мальчиком?
– Это сложная острая тема, здесь нет правильного и неправильного подхода. Могу поделиться лишь собственным взглядом. На уровне физиологии процент того, что "душа попала не в то тело", и человек ощущает себя другим внутри, очень маленький. Мужчинами и женщинами становятся по модели поведения. Если девочка чувствует свою принадлежность к женскому полу, общается с представительницами своего пола, наблюдает, как они себя ведут, она приобщается к этому. Самоопределиться помогают и половые гормоны.
Но есть и травматичный опыт, который влияет на выбор, накладывает определенный отпечаток. Например, когда мама отвергающая, эмоционально холодная, когда она избивает ребенка, когда она не совсем психически здорова. Мальчику в личных отношениях впоследствии приходится выбирать безопасность. Бывает и другая ситуация: мама хорошая, любящая, но у нее не сложились отношения с папой, и она ненавидит всех мужчин. Она постоянно транслирует это, говорит, что все мужчины козлы. Перед мальчиком стоит выбор: либо становиться козлом, как все, либо не быть мужчиной. Это очень сложная ситуация, которую необходимо прорабатывать индивидуально. Справиться самим здесь сложно, желательно обратиться к специалисту.
Справка
Помощь в воспитании мальчиков могут оказать в Краевом кризисном центре для мужчин. Здесь реализуют несколько интересных адресных проектов, вот некоторые из них:
"Дорога к школе". Проект, направленный на психологическую подготовку будущих первоклассников и их родителей. Специалисты рассказывают о психологических особенностях ребенка, дают советы о том, как развивать у них мотивацию к обучению.
"Воскресенье вместе с папой". Каждое первое и третье воскресенье месяца папы с детьми могут прийти в Кризисный центр, весело провести досуг, повысить родительскую компетенцию и научиться новым формам игрового взаимодействия.
"Банда умников". Группа реабилитационного досуга для мальчиков с 1 по 4 класс. Во время занятий в группе школьники учатся конструктивно взаимодействовать, общаться. Обучение включает творческие мастер-классы, конструирование.
"Геймеры в сети реальности". Группа для детей в возрасте 12-14 лет, которые много времени проводят за компьютером и гаджетами. Курс состоит из восьми занятий, его основная идея состоит в том, чтобы научить детей играть и получать яркие эмоции в реальном общении.