Непростая ситуация складывается во взаимоотношениях между Алтайагропродом и сельхозпроизводителями Новичихинского района.

Последние с 1996 года жили в долг, и, когда еще не было Агропрода, кредитором сельхозпредприятий выступала краевая администрация. Горючее на посевную и уборочную кампании поставлялось из госматрезерва, то есть из оборонки. Подразумевался возврат долга, и краевая администрация выступала гарантом этого. Но потом был очень засушливый 1997 год, засушливый и кризисный 1998, неудачный для сельского хозяйства 1999. Уже существовал Агропрод, который тоже кредитовал сельское хозяйство. Многие старались гасить долги, понимая, что час расплаты придет. Однако не у всех было чем рассчитываться. В последние годы экономика сельского хозяйства оказалась сильно подорванной из-за неблагоприятных погодных и рыночных условий. Агропрод же никак не подкреплял желание земледельцев погашать долги - не было льготных условий для радивых хозяев при выдаче кредитов, все едино. Да и краевые власти о задолженности по кредитам 1996-го вспоминали все реже и даже обещали "простить" ее.

В этом году на счастье хлеборобов урожай выдался богатым. И все бы сложилось удачно, если бы не новые требования со стороны краевой администрации. В 2000 году районом было взято материальных ресурсов на сумму 7718 тысяч рублей, задолженность на 1 января 2000 года составляла 11 миллионов. Погасили Агропроду долг на 1 октября 2000 года в объеме 12628 тысяч рублей. Оставалось совсем немного и до конца уборки, и до окончательного расчета, но в этот самый момент администрация края вышла с требованием вернуть долги, взятые из госматрезерва в 1996, 19978 и 1999 годах. Причем, вернуть топливом в объеме долга - 2227 тонн, либо деньгами с поправкой на сегодняшние цены, а это без малого 18 миллионов рублей. Появилась еще одна бумага из Алтайагропрода с требованием до 31 декабря 2000 года вернуть долги в полном объеме за этот год. Итого району нужно отдать 24 миллиона рублей - весь годовой бюджет района.

Администрация Новичихинсокго района считает, что эти требования необоснованно завышены. Она еще согласится с тем, что в 1996 году, как и было заявлено, топливо занимали в госматрезерве, но в последующие годы Алтайагропрод предоставлял товарный кредит без адреса своих поставщиков. В документах (договорах) об этом тоже не было сказано. Поэтому доказывать, что ГСМ в 98-м и 99-м годах было взято из матрезерва, придется Агропроду. Району сейчас уже нечем рассчитываться. В хозяйствах не остается продовольственного зерна, а самый большой на сегодня должник - ТОО "Долговское" - имеет только семенное зерно и дойное стадо в 300 годов. Забрать все, что осталось, - означает неминуемую гибель коллективного хозяйства, которое тянет всю социальную сферу на селе. Однако у краевой власти есть рычаги воздействия - дотация. Районные власти считают, что ее могут уменьшать, могут не давать вовсе, тогда начнутся задержки по выплате заработной платы бюджетникам, не будут решаться социальные проблемы в селах. Главная задача на сегодняшний день - добиться уменьшения суммы долга, как того требует реальное положение дел, а уж потом искать выход.

Читайте полную версию на сайте