Налоговые органы края намерены ужесточить проверки участников свободной экономической зоны "Алтай".

Сегодня в налоговой инспекции по Алтайскому краю состоялась коллегия, где рассматривался вопрос "Об организации работы инспекций Министерства по налогам и сборам (МНС) России по краю по налоговому контролю за предприятиями - участниками Свободной экономической зоны (СЭЗ) "Алтай"". С докладом выступила С. Малатова. Она предоставила аналитический обзор выполнения требований Закона о СЭЗ на краевом и федеральном уровнях. Приводились статистические данные по двум районам Алтайского края - Первомайскому и Немецкому. В январе 2000 года была поставлена проблема законности и правомерности льгот участникам СЭЗ. В октябре 2000 года вышел новый законопроект о СЭЗ. Таким образом, докладчик подчеркнула, что вопрос развития оффшорных зон в Алтайском крае постоянно будет в поле зрения МНС по краю.

За весь период существования СЭЗ "Алтай" зарегистрировано около 1700 хозяйствующих субъектов. С января текущего года приостановлен прием новых участников, а также произошло исключение тех, кто не выполнял требования Закона о СЭЗ (около 440 предприятий). В связи с этим у налоговых органов возникли проблемы, так как рычагов воздействия на исключенные предприятия нет. Поскольку в основном участники СЭЗ располагаются за пределами Алтайского края, то они должны встать на налоговый учет по месту осуществления деятельности.

Интерес представляют приведенные в докладе цифры, отражающие поступления от участников СЭЗ в процентном соотношении к общему числу собранных налогов:

В Первомайском районе за 1998 год получено 68 %, за 1999 год - 80 %, за 2000 год - 81 %. В Немецком районе за 1998 год - 44 %, за 1999 год - 74 %, за 2000 год - 77 %. Очевиден рост объемов поступлений при стабильном количестве предприятий-налогоплательщиков.

Таким образом, 80 % из числа всех налоговых поступлений приходит от участников СЭЗ (один участник дает в 5 раз больше налогов, чем обычное предприятие), а 90 % из них идет в Федеральный бюджет. Однако и недоимка по участникам СЭЗ с начала 2000 года возросла, составив в Первомайском районе 30 %.

В докладе было сказано о том, как осуществляется налоговый контроль за деятельностью предприятий. Проблематичность его состоит, прежде всего, в том, что 95 % участников СЭЗ находятся за пределами Алтайского края. Схема налогового контроля такова: составляется список предприятий, устанавливается график проверок, и в соответствии с ним предприятия предоставляют пакет документов. Но по закону налоговая проверка должна проводится на территории предприятия. Некоторые районные инспекции находят возможность ездить в Новосибирск, Кемерово, Пермь, Кузбасс. Но есть и более отдаленные участники СЭЗ - в Москве, Воронеже, Владивостоке.

Проблему также представляет малая численность юридических лиц сектора по налогообложению, отсутствие достаточной финансовой поддержки, вопрос формирования ревизионной группы (кто должен в нее входить) и др.

Представитель налоговой инспекции Первомайского района Т. Третьякова рассказала о плюсах и минусах существования СЭЗ. Так, государство теряет от существования СЭЗ из-за льгот, и невозможности проверок далеко расположенных предприятий. Выгодно же это самим предприятиям, а на территории Алтайского края, выгодно району - за 9 месяцев получил 20 млн. рублей.

Эту тему относительно Немецкого района продолжил представитель налоговой инспекции Г. Гостеин. В качестве доказательства выгод были названы следующие цифры: всего по району налоговых платежей отчислено порядка 108 млн. рублей, из них предприятиями-участниками СЭЗ - 84 млн рублей, или 78 %. Из них 72 млн. рублей отчислено в Федеральный бюджет.

Выступавший подчеркнул, что те условия, которые созданы в крае - СЭЗ "Алтай" - должны способствовать всестороннему развитию края, этим нельзя не пользоваться. Нельзя ставить вопрос "быть или не быть" СЭЗ, ответ однозначен - быть. Но другой вопрос - как сложно работать в этих условиях, и решать нужно именно эти проблемы. Нужно оказать содействие районным инспекциям в решении кадрового вопроса, обеспечения техникой.

В качестве перспектив было высказано следующее: в крае есть условия для регистрации новых предприятий, но они должны быть прозрачны, должны отвечать интересам Алтайского края. Так, есть ряд программ по таможенной зоне, по туристической зоне (в Алтайском, Солонешенском районах, в предгорье Алтая). Их и надо разрабатывать.

В заключение выступил руководитель УМНС по краю Л. Коршунов. Он согласился, что для Алтайского края СЭЗ сейчас выгодна, поэтому необходимо решать вопрос осуществления контроля за участниками свободной экономической зоны. Также прозвучала мысль о необходимости технической и кадровой поддержки местных налоговых инспекций. Он также обратил внимание на то, что меньшее количество предприятий (600 из 1700) дают большее количество налогов (80 %). Коршунов подчеркнул, что налоговики обязаны заниматься и местными предприятиями, ужесточить их проверки.

Л. Коршунов отметил, что необходимо повысить ответственность работников налоговой службы за свою работу (и проверять раз в три года). Он предложил в конце января будущего года вернуться к проблеме СЭЗ "Алтай" в информационном плане с точки зрения конкретной налоговой работы.

Читайте полную версию на сайте