Резкое похолодание, наступившее в Барнауле в первых числах ноября, выявило неготовность промышленных предприятий к выгрузке вагонов в необходимых объемах.
Ежесуточно на станциях Алтайского отделения дороги не выгружалось к нормативу до 68 вагонов. При этом наиболее неблагополучное положение с обеспечением выгрузки вагонов сложилось на предприятиях энергокомплекса. Летом здесь не был создан необходимый запас топлива, и сегодня поставка каменного угля идет по более "сгущенной" схеме. Отсюда - постоянные сбои в работе погрузочно-разгрузочного оборудования.
Например, на Барнаульскую ТЭЦ-3 в сутки в среднем прибывает под выгрузку 92 вагона, на ТЭЦ-2 - 130, Бийскую ТЭЦ0-1 - 71 вагон. Выгрузка же обеспечивается в объеме 58, 98, 57 вагонов. Первые же морозы - и забарахлили вагонопрокидыватели на всех трех крупнейших предприятиях энергетического комплекса края. 6 ноября на Барнаульской ТЭЦ-3 был неисправен один вагоноопрокидыватель, а 8 ноября на Бийской ТЭЦ-1 вышли из строя оба, и уголь практически не выгружался. В результате количество простаивающих вагонов стало возрастать.
Понимая острую потребность Алтайского края в энергоресурсах, руководство Западно-Сибирской железной дороги не применяет пока положений статьи 35 Транспортного устава железных дорог о запрете или ограничении погрузки угля в адреса предприятий энергетического комплекса. Однако отсутствие действенных мер по увеличению объемов выгрузки вынудит железнодорожников употребить эту санкцию.
Серьезную озабоченность вызывает у железнодорожников работа Алтайского отделения ОАО "Сибпромжелдортранспорт". Это предприятие является как бы посредником между МПС и крупнейшими потребителями топлива в Барнауле. Ежесуточное наличие вагонов под выгрузку на подъездных путях ОАО "Сибпромжелдортранс" составило в первых числах ноября 532 вагона, а среднесуточная выгрузка всего 218 вагонов. Несмотря на постоянные переговоры между руководством Алтайского отделения дороги, Алтайского отделения "Сибпромжелдортранс" не решает вопрос по вводу в работу дополнительных локомотивов для обеспечения развоза по предприятиям города.
Значительно ухудшилась за последнее время работа по выгрузке вагонов на Черемновском и Алейском сахарных заводах, где в среднем в сутки оставались невыгруженными по 15 и 31 вагону соответственно.
В условиях роста объемов перевозок и возникшего дефицита подвижного состава под погрузку подобное положение на предприятиях Алтайского края расценивается руководством Западно-Сибирской железной дороги как недопустимое.
В связи с этим начальник Алтайского отделения дороги, руководствуясь статьей 47 Транспортного устава Российской Федерации, в 2 раза увеличил плату за пользование вагонами для грузополучателей, не обеспечивающих выгрузку и погрузку вагонов в течение суток после прибытия груза. Это вынужденная мера, и с наступлением стабилизации обстановки с выгрузкой она будет отменена. Но сегодня, когда плата за пользование вагонами значительно ниже по сравнению со штрафными санкциями, предусмотренными в Уставе железных дорог, и никак не стимулирует выгрузку, повышение платы является единственным средством воздействия на нерадивых грузополучателей. Об этом сообщили в пресс-центре Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги.