Безопасность прежде всего: как правильно готовить газовые котлы к зиме
Наличие относительно теплой погоды в Алтайском крае основательно сдвинуло начало отопительного сезона. Тем не менее, морозы уже близко. В этой связи портал Amic.ru решил обратиться к специалистам, занимающимся подготовкой газовых котлов к зиме. Это техническое обслуживание, пуско-наладка оборудования, а также диагностика и ремонт. Сегодня нашим собеседником стал руководитель сервисной службы компании "Дюйм" Алексей Кузнецов.
Компания располагает авторизованным сервисным центром в Барнауле по ремонту и обслуживанию котельного оборудования, в том числе таких брендов, как Bosch, Buderus и Baxi. Сервисные инженеры "Дюйма" имеют квалификационную подготовку и ежегодно проходят обучение и аттестацию у заводов-изготовителей, что подтверждается соответствующими сертификатами.
— Алексей, пользователи газового отопительного оборудования часто задают вопрос — для чего нужно ежегодное техническое обслуживание газового котла?
— В постановлении № 410 правительства РФ от 2008 года сказано, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о его техническом обслуживании и ремонте. Все производители отопительного оборудования прямо указывают на обязательность регулярного технического обслуживания.
Согласно сервисной политике большинства производителей, в инструкциях по эксплуатации и гарантийных талонах указано, что ежегодное техническое обслуживание должно проводиться только сертифицированными специалистами. Прежде всего, это необходимо для вашей безопасности, для сохранения гарантии, для поддержания эффективной работы оборудования. Кроме того, своевременное обслуживание является условием длительной и надежной эксплуатации.
Сейчас наступает отопительный сезон, и многие люди начинают в спешке запускать котельное оборудование. В связи с этим фактом, хочу сделать акцент на том, что обслуживать котельное оборудование нужно заблаговременно. Сейчас как раз "сезон запуска" — люди или впервые установили котел, или заменили его, или запускают после длительного отдыха, и весьма распространенная проблема — котел не заработал. А поскольку запуск оборудования в этот период расписан заранее, люди вынуждены ждать. Все это время они, естественно, находятся без тепла.
Нужно понимать, что техническое обслуживание котла — это профилактические меры, как, например, и в случае с автомобилем. Это ежегодная рекомендованная всеми производителями процедура, более того, для новых котлов — она обязательная. На котлы дается гарантия, как правило, два года с обязательным обслуживанием в межсезонный период. Если ТО не было сделано, то производитель имеет право отказать в гарантии. Эта услуга платная, цена устанавливается в зависимости от проводимого объема работ.
Поэтому, если у вас подошло время обслуживания котла и вы выбираете подрядчика, рекомендую ориентироваться не только на цену услуг и отзывы, а уточнять, какие работы входят в эту стоимость.
— Алексей, а вы можете подробнее описать, какие работы входят в ТО?
— Во-первых, это чистка котла и горелки. Обязательная диагностика целостности компонентов котла, чтобы не было конденсата внутри, проверяется состояние уплотнителей и форсунок. Во-вторых, это промывка теплообменника. Не нужно требовать от инженера выполнения всех возможных видов работ. Если, к примеру, мы видим котел с чистым теплообменником, то не станем промывать его напрасно. Потому что промывка теплообменника — это химический процесс с использованием спецсредств с содержанием кислот. Мы, таким образом, бережем ваше оборудование, продлевая срок его эксплуатации. У нас индивидуально-точечный подход к каждому клиенту. При этом мы гарантируем, что все необходимые работы будут выполнены и выполнены качественно. В подтверждение своих слов добавлю: на определенные модели котлов, запускавшиеся и регулярно обсуживающиеся у нас, мы даем дополнительную гарантию на третий год уже лично от себя.
— В чем ваше преимущество по сравнению с конкурирующими компаниями на рынке Барнаула и Алтайского края?
— Мы оперируем, во-первых, тем, что у нас высокое качество оказываемых услуг, и, во-вторых, мы — сертифицированные специалисты, все наши сотрудники прошли обучение в учебных центрах производителей котельного оборудования и ежегодно посещают курсы по повышению квалификации. Мы являемся узкими специалистами и "заточены" именно под газовые котлы, а не на все внутридомовое газовое оборудование, т.е. газовые трубы, счетчики, плиты и прочее. Поэтому мы можем произвести быстрый и качественный ремонт вашего газового котла.
— Сколько лет составляет средний срок эксплуатации газового котла?
— Жизненный цикл котла может составлять от 7 до 25 лет. На это влияют в первую очередь два фактора: качество самого газа и качество воды. Если вода очень жесткая или имеет много примесей, то в теплообменнике образуется слой отложений, который препятствует нормальной отдаче тепла.
Все мы знаем, что в наше время существует установка на быстрое устаревание и износ техники. Раньше теплообменники весили по 8-12 кг, и их можно было смело "мыть" многократно. Сейчас производители удешевляют производство и использующийся металл на теплообменниках стал тоньше, и сам теплообменник стал весить в разы легче. С одной стороны, это сделано для более быстрого нагрева, а с другой, если теплообменник засоряется быстро по каким-либо причинам, то его стенки при частой промывке истончаются, и очень скоро он начинает течь.
— То есть можно провести аналогию с водонагревателями?
— Да. В водонагревателе происходит нагрев воды за счет электрического тэна, а в газовом котле — за счет газа. Теплообменники есть медные, стальные, алюминиевые. Медные, конечно, лучше всего.
— Когда нужно проходить ТО и сколько по времени длится вся процедура?
— Мы настойчиво призываем наших клиентов проходить ТО в летний период. Во-первых, это удобнее для самого клиента — не надо перекрывать в холод отопление, остужать дом, во-вторых, в летний период можно очень оперативно произвести весь комплекс работ.
В среднем техобслуживание котла длится около часа и зависит от степени сложности разборки, срока эксплуатации и состояния котла, например, соединения могут по каким-либо причинам заржаветь или "закиснуть", и поэтому потребуется время, чтобы удалить загрязнения, чтобы не сорвать резьбу и т.д.
Если котел регулярно проходит ТО, с ним быстрее и проще работать. Если же обслуживание не проводилось более двух сезонов или есть нарекание к монтажу, попадание конденсата через дымовую трубу, общая загрязненность (например, котел был установлен в еще строящийся дом), то время, конечно, увеличится.
— Насколько удобно клиентам осуществлять расчеты с вашей компанией?
— Важно отметить, что мы готовы предложить клиентам несколько вариантов оплаты услуг. Это классический вариант — единоразовая оплата произведенных услуг и оплата по системе "Город". Благодаря последней, можно распределить ваш платеж равномерно на весь год либо, как ранее, оплатить услугу один раз.
— Возвращаясь к вопросу ТО. Вы упомянули, что важна регулярность в обслуживании. Какие еще советы можно дать владельцам газовых котлов, чтобы продлить срок эксплуатации?
— Для тех, кто хочет сэкономить на расходе газа, а также имеет большие отапливаемые площади, мы можем рекомендовать установку комнатных термостатов, терморегуляторов, ориентированных на температуру воздуха. Большинство котельного оборудования работает по температуре теплоносителя, что приводит к колебаниям температуры в помещении при резком похолодании или потеплении на улице вследствие инерции нагрева либо остывания самого здания, воздуха в помещении. Все это может влиять на увеличение расхода газа. Мы можем также установить GSM-системы контроля и управления котлами, вы сможете с помощью телефона регулировать температуру дома, например, понижая в период отсутствия и повышая к своему приезду.
Однако возможность установить подобные системы есть не везде, да и к любому объекту требуется индивидуальный подход и определенное техническое решение.
— Для чего требуется пуско-наладка котла?
— Владельцы нового котельного оборудования относятся достаточно настороженно к этой процедуре, так как они уже изрядно потратились на покупку оборудования, множество согласований с госструктурами и монтаж и не знают, что ввод котла в эксплуатацию — это один из обязательных элементов его корректной работы в дальнейшем. Но это не просто "нажать" кнопку, как ошибочно думают некоторые. При проведении данных работ идет проверка правильности монтажа, совместимости котла с системой отопления в целом, нужно убедиться, что котел и его мощность подобраны верно и все это будет работать в данных условиях. Да, бывает даже так, что мощность котла подбирается неверно. Виной всему — человеческий фактор и неграмотность специалистов.
Обобщенный список работ для напольных и настенных газовых котлов выглядит следующим образом: настройка оборудования под дымоход, а именно замеряется уровень углекислого газа, отстраивается горелочный механизм, замеряются тяговые характеристики дымохода под систему отопления, производится инструктаж пользователя и, если необходимо, устанавливаются дополнительные датчики бойлера и комнатных термостатов.
Иногда монтажники не только монтируют котел, но и запускают его, не отстраивая под дымоход и систему отопления. Котел, по сути, работает неправильно, и это может привести к его поломке.
Важно знать, что та организация, которая вводит котел в эксплуатацию, ответственна не только за его правильную работу, но и постановку его на гарантию, а также в случае выхода котла из строя должна нести ответственность за правильность ввода в эксплуатацию. По условиям производителей, не любая организация может проводить пуско-наладочные работы. Компания должна иметь сертификат производителя и сделать соответствующие пометки о времени и лице, произведшем запуск. В случае поломки котла из-за неправильного ввода вина будет лежать именно на этом лице.
Если возникают какие-то гарантийные обращения по котлам, которые запускали мы, то эти заявки у нас в приоритете, мы отрабатываем их в первую очередь, чтобы клиенты не замерзали. Уже на месте мы проверяем, кто и как запускал котел. Дефекты могут быть связаны даже не с неправильным монтажом, а мелкими недостатками, например, из-за дымоходов со сложными изгибами или большей длиной, чем среднестатистическая величина. В таких случаях необходимо провести настройку и тестирование того, как котел будет работать. Например, есть реле, определяющее приток свежего воздуха для горения и вытяжку отработанных газов, и в случае, если оно работает неправильно, возникают неполадки.
— Насколько трудно бывает убедить абонентов в необходимости проведения пуско-наладочной процедуры?
— Проблематично, потому что клиент не всегда понимает, какие работы заложены в этой услуге. Проводим "ликбез". Процедура эта необходима. В дальнейшем она позволит избежать многих проблем при эксплуатации. Стоимость при разовом обращении к нам составляет 2000 рублей, при заключении длительного договора — 1000 рублей. Более того, сейчас у нас действует акция — при покупке газового котла Bosch 6000, Bosch 7000 или Buderus U072 в "Дюйме" пуско-наладка производится бесплатно. Необходимо отметить и такой момент, наши специалисты занимаются пуско-наладкой и ТО котлов, но на сегодняшний день не производят монтаж.
Сервисный центр "Дюйм"
Барнаул, пр.Строителей 58а
+7(983)1808095, (3852) 24-54-54