Нонна Карпова: Моя особенность — экономить деньги клиента
Пример сильных, ярких, целеустремленных, успешных людей вдохновляет. Нонна Карпова почти двадцать лет работает на рынке недвижимости. Начинала с нуля. Сегодня у нее собственная студия недвижимости и консалтинга, солидный пул постоянных клиентов и бесконечное их доверие к ее профессионализму и высокой организации работы в этой сфере.
— Нонна Витальевна, когда подходили к вашему офису, увидели необычную для Барнаула вывеску над входом — "Студия Нонны Карповой "Недвижимость и консалтинг". Как появилось такое необычное название?
— Мы довольно долго к этому шли. Раньше я работала в большом агентстве заместителем руководителя, и у этого агентства уже был известный бренд. Когда я открыла свое дело, задумалась о его позиционировании: хотелось уйти от названия "агентство недвижимости". Мой старший сын порекомендовал обратиться в Digital-агентство Медиагруппы FM-Продакшн, и мы начали сотрудничать с ребятами. Было предложено много вариантов названий. Выбрали именно "Студия Нонны Карповой". Логика такая: я много работала на свое имя, а теперь хочу, чтобы имя работало на меня. Я точно знаю, что мои клиенты довольны моей работой, потому что я всегда работала честно и добросовестно. Я всегда стараюсь работать с клиентами внимательно, вникать в их условия и потребности: где бы им удобно было жить, удобное ли там место для проживания с детьми, либо удобно добираться до работы… Все клиенты, как правило, постоянные. Именно поэтому я решила, что акцент все-таки должен быть на мое имя. А имя свое я очень люблю! При этом, "Агентство недвижимости "Нонна" — такое название мне не подходит. А вот студия недвижимости — это современно. Подобное есть, например, в Петербурге.
— И все же, почему именно "студия"?
— Во-первых, у меня довольно компактный офис. Во-вторых, студия подразумевает комфортное расположение. И в-третьих, в студии клиент получает комплекс услуг: у нас не только покупка и продажа квартир, у нас и работа с застройщиками, работа с документами, с перепланировками, реконструкциями, оформлением земельных участков, переводом из жилого в нежилой фонд, оказываем услуги по снижению кадастровой стоимости недвижимости. Именно поэтому в названии есть слово "консалтинг". Мы также работаем с инвесторами: помогаем клиентам эффективно вкладывать деньги. А все вместе это — "Студия Нонны Карповой. Недвижимость и консалтинг".
— Вы сказали, что работаете с застройщиками. В чем заключается эта работа?
— У нас договоры со всеми ведущими застройщиками Барнаула. Когда приходит человек, которому хочется приобрести квартиру в новом доме — либо в строящемся, либо в уже сдающемся, либо в только что сданном — мы подбираем такое жилье у застройщиков, с которыми работаем, и клиент приобретает квартиру по цене застройщика. В этом случае мы тоже работаем под запрос клиента: нужна ли малогабаритная квартира или большая, центр города это должен быть или спальный район, точечная застройка или комплексная застройка, удобство по расположению для работы, обучения детей, с учетом места жительства родителей и тому подобное. Бывает и такое, когда сформулировали одни пожелания по жилью, а потом в ходе разговора узнаем, что инфраструктуру наши клиенты не учли. Мы выясняем все эти тонкости — близость детского садика, школы, места работы — затем подсказываем и показываем подходящую стройку.
Работаем и с коммерческой недвижимостью. Например, не так давно пришел к нам молодой человек и говорит: "Хочу открыть мини-гостиницу, хостел". Начали смотреть специальное помещение — очень дорого, при этом есть застройщик, который может продать сразу в процессе стройки помещения, пригодные именно для этих целей.
— Вот вы говорили: "Хочу, чтобы мое имя работало на меня". Считаете, что сегодня важно заниматься продвижением личного бренда?
— Я считаю — да. Есть семейный доктор, семейный психолог и даже семейный учитель. Я считаю, что услуга риэлтора тоже может быть семейной. Я с клиентами комплексно и качественно прорабатываю задачу, а потому ко мне обращаются вновь, рекомендуют родственникам и знакомым. А ведь я в этой профессии почти 20 лет. Например, сегодня был такой случай: мне сбросили телефон с моей прежней работы и говорят: "Звонила Людмила". А у меня все клиенты сохранены в базе. С некоторыми работала 5 или 10 лет назад. Смотрю – Людмила Владимировна, я ей перезваниваю и говорю: "Людмила Владимировна, вы меня потеряли?" Она говорит: "Нонна, да записная книжка слетела, вот, разыскивала вас"… Для меня это очень важный признак положительной оценки моей работы.
В Петербург очень часто езжу на сделки. Мне не нравится их подход к клиентам — их не ценят там. У меня другой подход: если клиент зашел, он должен получить максимум удовольствия – какую он услугу получил и какое у него настроение после этой услуги. У нас не просто так: пришел, купил квартиру, рассчитался и все, мы забыли о нем. Нет, мы с ним переезжаем, мы бываем на новосельях. Одним клиентам покупали квартиру, у них сейчас рождается уже третий ребенок, думаем, какую подобрать квартиру. Мне клиенты все родные.
— 20 лет в этом бизнесе — серьезная цифра. Как вы попали в сферу недвижимости?
— Так сложились семейные обстоятельства. И моя приятельница, Татьяна Хазиева, я очень ей благодарна, очень помогла мне вначале. Она говорит: "Слушай, я продавала квартиру, попробуй и ты". По образованию я экономист, окончила Алтайский государственный университет. Но когда ушла с предыдущей работы, поняла, что трудно устроиться на работу, которая сразу приносила бы высокий доход. Кроме того, мне нужно было еще и квартирный вопрос решить. В общем, много было вопросов. И я пошла работать в компанию "СЛ". Вспоминаю, у меня тогда не было ни телефона дома, ни пейджера, а сотовых телефонов тогда вообще не было. Приятельница дала свой пейджер: звонили на ее домашний телефон, и она мне скидывала информацию на пейджер. А я отправляла ребенка в школу, потом неслась к Татьяне домой, обзванивала. У меня рабочий день тогда длился по 14-15 часов. Но, знаете, такой темп и результаты работы мне очень нравились. Работа с людьми, общение, помощь людям в решении их вопросов. В агентство "ДОМ" я пришла агентом. Потом уже стала экспертом, потом начальником отдела и далее — заместителем директора. Все, что я знаю о недвижимости, — это благодаря Малкову Геннадию Ефимовичу: он многое давал, много обучения проводилось. Семинары, тренинги… Тогда я побывала на тренинге гуру в деле продажи недвижимости — Евгения Фолькерта. Кроме того, в политехническом тогда еще институте я получила специальность "брокер по недвижимости". Также ездила еще в Штаты, училась там продажам недвижимости. И это тоже благодаря Геннадию Ефимовичу.
— Чему удалось научиться в Штатах?
— Я прошла определенный конкурс. Из Барнаула я тогда одна ездила. Были специалисты по недвижимости из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Казани, Воронежа — всего 12 человек со всей России. Тогда мы увидели, что там нет комплексной работы с клиентами: агент занимается только поиском. Есть техническая часть, есть часть юридическая — то, что делает один наш агент, там этот же объем делают несколько человек. Вместе с тем мы познакомились там с постпродажным обслуживанием — то есть ты с клиентом не расстаешься никогда. Ты его поздравляешь с днем рождения, с праздниками, ты знаешь дни рождения его детей, внуков. И знаете, это работает. К слову, недавно ко мне с просьбой подобрать квартиру обратился сын моей давней клиентки. Будем ему подбирать квартиру.
— Вы и с ипотекой работаете?
— Обязательно. И очень давно: в Барнауле, наверное, я одна из первых начала работать с ипотекой, когда ее предоставлял только "Сбербанк". Тогда надо было наладить связи и с кредитным отделом, и с юристами, и со службой безопасности. Работа с ипотекой была одной из таких скрупулезных работ. Ко мне обращалось, наверное, полгорода агентов, чтобы я оформила для их клиентов ипотеку. А сейчас ипотека всем доступна. В нашей студии мы сегодня можем тут же заполнить анкету, тут же отправить в банк, то есть клиенту не нужно ходить в банк, достаточно потом прийти на подписание кредитного договора, а потом на сделку. Ответ сразу от нескольких банков приходит в течение нескольких часов. Опять же, если кредитует строительная организация, смотришь, чтобы это было выгодно клиенту, выгодная процентная ставка, потому как одни застройщики работают с одним банком, другие — с другим банком. Клиенту стараешься сделать максимально выгодно. Пожалуй, это моя особенность: я стараюсь экономить деньги клиента. Для меня немаловажно, чтобы клиент знал, что я стараюсь экономить его деньги, потому что сама знаю, как деньги зарабатываются, и с неба они не валятся.
— Если говорить об инвестициях… Сегодня недвижимость является ли эффективным вложением денег?
— Да. Именно строящиеся объекты. У покупателей появились новые требования к жилью: чтобы был консьерж, закрытая территория. Уже немаловажно, есть у здания парковка или нет, очень важна статусность дома. Есть клиенты, которым важно, чтобы в этом доме не сдавались квартиры: многие ведь приобретают квартиры для сдачи, а некоторым не хочется, чтобы через стенку каждые полгода менялись жильцы. Поэтому новое жилье дорожает, а старое жилье — а это то, которому больше 10-15 лет — либо стоит на месте, либо вы должны должен снизить его стоимость. Сегодня стоимость квадратного метра в среднем в центре 40-50 тысяч на этапе строительства, а к завершению строительства это может быть около 55-60 тысяч.
— С какими компаниями вы предпочитаете работать?
— Их не так много: это "СЕЛФ", "Строительная перспектива", "Жилищная инициатива", "Адалин-строй", "Регион-строй", "Домстрой", "Сибирия" — у них объекты находятся в удобном расположении.
— А изменилось ли поведение покупателей недвижимости за последнее время?
— Да, конечно. Раньше многие старались самостоятельно приобрести жилье, а сейчас обращаются к специалистам. Сейчас, наверное, больше стало думающих покупателей.
— Что это значит — "думающий покупатель"?
— Раньше с приходом ипотеки брали все подряд, тем самым повышая стоимость жилья, люди не просчитывали бюджет. Сейчас клиент приходит, спрашиваешь: "Сколько у вас доход?". Например, доход 40 тысяч, но есть квартплата, нужно покупать продукты питания, оплачивать проезд, траты на детей… Люди об этом раньше не думали: вот получает он 40 тысяч, а платеж по ипотеке у него составляет 30 тысяч в месяц. Сейчас люди задумываются, как нужно правильно вложить деньги и где лучше взять, чтобы потом либо продать, либо лучше жить. Рынок стал более цивилизованным.
— А видите ли вы сейчас какие-то тенденции 2019-20-го года по рынку недвижимости? Как будет развиваться, куда будет двигаться, как будет складываться ценовая политика?
— Сейчас сложно предугадать, как будет складываться ценовая политика, так как много открытых строительных площадок. Конечно, они будут достраиваться: сейчас застройщики молодцы — осваивают новые площади. Застройщики выросли в разы и в качестве, и в презентации своего объекта, и по планировкам. Строят красивые дома, целые комплексы. Наверное, будет дороже именно строящееся жилье. Между тем и ставка по ипотеке снижается. Но покупательский спрос зависит еще от уровня достатка, а уровень жизни у нас, к сожалению, не повышается. Хотя… Когда я пришла в недвижимость, говорили: "Если бы ты пришла до 1998-го года, можно было бы развиваться". Но я пришла после 98-го, и все же получила свое развитие. И сейчас открываются агентства, они живут и развиваются, как и любой бизнес. Если это твое, если ты вкладываешь себя в свое дело, ты будешь развиваться. Главное — это твое желание, твое стремление, твои цели — какие ты цели поставишь и как выстроишь свой путь к достижению цели. Я всегда работала и работаю с целеполаганием. Я пришла в недвижимость, у меня не было ничего — ни дома, ни машины. Благодаря работе, своему целеполаганию я купила одну квартиру, потом продала, купила другую. Когда я писала свои цели — машины, сотовые телефоны — думала: "Господи, мне же есть нечего, а я о каких-то телефонах пишу?". Если ты правильно прописываешь цель и подход к ней, ты к этому придешь. Я и своих ребят этому обучала.
— А какие у вас сейчас цели?
— Они вполне достигаемые. Возможно, я хотела бы увеличить свою компанию на 2-3 человека. Приобрести квартиру в новом современном комплексе в центре. Мне очень нравится этот комплекс, и мне он очень удобен: у меня здесь работа рядом, сын рядом учится. Я стараюсь выстраивать свою работу удобно, комфортно. Это очень важно для меня. Если у тебя все это выстроено правильно, то и работа дает хорошие результаты. Я люблю свой город, свой офис. Несколько раз мне предлагали работать в Москве, но мне там не нравится.
— За что Барнаул любите?
— Он родной, компактный, красивый. За последнее время он так расцвел: очень много зелени. Благодаря нашим застройщикам у нас красивая застройка, не хаотичная. Чего не скажешь, например, о Новосибирске: там все хаотично.
— А что или кто вас вдохновляет?
— Мои дети. Хочется, чтобы они меня видели успешной, чтобы они мной гордились — как я ими. Я своими детьми очень горжусь. Дмитрий — старший сын — очень умный парень: когда мы с ними оказались у разбитого корыта, я говорю: "Дим, моя работа — зарабатывать деньги, твоя работа — хорошо учиться". Никогда мы не касались проверки домашнего задания, я приезжала домой в 11-12 часов вечера, а он в 10 уже спал. Иногда для меня он готовил ужин. Пусть это даже был бутерброд. Сын успешно закончил школу, поступил в АлтГТУ на специальность "Прикладная информатика в экономике". Я благодарна, что мне послали таких детей. Сейчас сын по приглашению работает в Москве, коммерческим директором в крупной компании. Таким же растет и мой младший сын Гоша — ему сейчас будет 10 лет. Мне хочется, чтобы они меня всегда видели молодой, красивой, успешной и знали, что я всегда рядом с ними, я им помогу, и я знаю точно, что они мне помогут.
— Вы прекрасно выглядите. Есть какой-то особый рецепт?
— Пластических операций я не делаю (смеется). Много было всего в жизни, что не дай Бог пережить: смерть дочки, то, что мы с Димой оказались на улице… Но есть силы, есть стремление, всегда рядом оказываются люди, которые направляют, помогают, вдохновляют. Внешне я никогда не даю понять, что у меня что-то не так. У меня не было права прийти на работу с плохим настроением: встал, встряхнулся и пошел… И сейчас некогда расслабляться. Просто живем в радость – и все. Когда человек радуется тому, что он просто живет, есть солнце, есть небо — это уже хорошо. Когда есть дети, мама, любимая работа, дом — это здорово.