Накануне сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов координационный Совет Алтайской организации "Союз правых сил" выработал свою позицию по проекту краевого бюджета.
На заседании координационного Совета Алтайского отделения "Союза правых сил" была выработана позиция правых по проекту краевого бюджета.
В распространенном сегодня пресс-релизе отмечается, что проект Закона о краевом бюджете, выносимый на 1-е чтение на 8-ю сессию, содержит ряд новых положений, на которых неоднократно настаивали "правые". Они просят депутатов обратить внимание на 7-ю статью: "В 2001 году осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджета края". По мнению демократов, эту статью целесообразно выразить в более категоричной формулировке: "с 1 января 2001 года исполнение бюджета края, в том числе и краевого бюджета осуществлять только через казначейскую систему".
"Переход на казначейскую систему исполнения бюджета явится одной из эффективных мер борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств, сделает исполнение бюджета более "прозрачным" и позволит сократить чиновничий аппарат в управлениях и комитетах краевой администрации, который занимался "распределением" средств между бюджетополучателями, причем это "распределение" иногда происходило не бескорыстно", - отметили "правые".
Вторая проблема, которую, по их мнению, не достаточно решает рассматриваемый проект бюджета - это "Проблема внутреннего долга". "Известно, что внутренний долг катастрофически рос в 1997-99 гг., и достиг цифр, сопоставимых с двухгодичными доходами краевого бюджета", - подчеркивается в пресс-релизе. Также правые отмечают: "статья 17 проекта Закона декларирует сокращение внутреннего долга в течение 2001 года, но в Статье 8 при расшифровке структуры расходов нигде не указаны цифры погашения этого долга. Без подобной расшифровки Статья 17 остается благим пожеланием. Вот почему предлагаем в проект бюджета внести уточнение и в Статье 8 выделить отдельной строкой объем средств, направляемых на погашение внутреннего долга".
Тесно связанной с проблемой внутреннего долга является, по мнению правых, и проблема переходящей задолженности. В пресс-релизе отмечается: "в констатирующей части Закона указана цифра, что переходящая задолженность консолидированного бюджета составит более 5 миллиардов рублей !!! Это громадная цифра, которая составляет треть годового бюджета. По нашему мнению, необходимо отдельно предусмотреть в бюджете погашение этой задолженности, поскольку она, по сути, приводит к перекладыванию долгов на последующие годы".
Алтайские правые также отмечают, что согласно Бюджетного кодекса, бюджетные средства не должны использоваться как кредитные ресурсы для коммерческих организаций. Поэтому они предлагают исключить Статьи 28, а также соответствующие строки в п.08 Статьи 8, в которых предусматривается выделение значительного объема средств на кредитование и лизинг сельхозпроизводителям. Правые заявили, что они являются сторонниками поддержки сельхозпроизводителей, но считают, что прямое кредитование бюджетными средствами недопустимо и ведет лишь к потерям этих бюджетных средств. Они предлагают внедрить в крае систему, которая предложена Правительством России - "Частичное возмещение из бюджета процентной ставки банков при взятии кредитов сельхозпроизводителями".
"В предлагаемом проекте бюджета не решается крайне актуальная задача повышения эффективности использования бюджетных средств в социальных отраслях", - отмечают правые. "Так, вновь не планируется переход к адресной социальной поддержке, финансирование в образовании на одного учащегося и финансирование по подушевому нормативу в здравоохранении. Без решения этих проблем сохраняется дисбаланс между обязательствами государства и реальными финансовыми возможностями бюджета, что приводит к развитию теневой экономики в социальных отраслях и росту нелегальных платных услуг", - заявляют они.
В предлагаемом проекте предусмотрена дальнейшая централизация средств из муниципальных бюджетов в краевой. Подобная тенденция, по мнению правых, приводит, по сути, к полной ликвидации финансовой базы местного самоуправления. Вот почему необходимо одновременно решать и судьбу местного самоуправления, особенно районного звена, поскольку оно, по сути, остается ненужным.
Ряд замечаний по проекту бюджета будет также сформулирован демократами при рассмотрении бюджета во 2-м и 3-м чтении.