Рогатый рейс: когда барнаульцы впервые прокатились на троллейбусе по городу
Фото: ok.ru
В середине октября 1973 года в Барнауле впервые был запущен троллейбус. Он ходил по маршруту № 1: "Шинный завод – проспект Космонавтов – проспект Ленина – улица Льва Толстого". Таким образом новый маршрут соединил троллейбусное депо в северной части города с центром. Удивительно, но трамвай стал курсировать по Барнаулу на 25 лет раньше своего "собрата" — с ноября 1948 года.
Первыми троллейбусными машинами стали ЗиУ-682Б, они были сделаны и произведены на заводе им. Урицкого, который располагался в Саратовской области в городе Энгельс. Однако, строго говоря, история троллейбусного движения на Алтае начинается в 1971 году. Именно тогда в Барнауле началось строительство депо на 100 машин, 20 км троллейбусной линии с уличным освещением по проспекту Ленина, двух тяговых подстанций, более 20 км кабельных линий. За короткий срок удалось справиться с большим объёмом работ. Свой вклад в строительство внесли многие предприятия, студенты, горожане.
Всё было сделано для того, чтобы троллейбус в Барнауле пошёл в срок. Движение открыли 12 троллейбусов ЗиУ-682Б на проспекте Ленина на остановке площадь Советов в сторону улицы Льва Толстого. Кстати, Барнаул становится первым городом в СССР, где получили партию новеньких ЗиУ-682Б.
Председатель горисполкома Мельников и Герой войны и труда Сотникова на митинге разрезали ленту, давая старт стоящему у них за спиной троллейбусу. Первым рейсом поехали гости – участники краевого съезда земледельцев. Потом смогли проехаться все желающие. В первый день троллейбус перевозил пассажиров бесплатно. В то время интервал движения по "первому" маршруту составлял 2,5-3 минуты и строго соблюдался.
В Барнаул по приглашению прибыли работать опытнейшие водители из Омска и Новокузнецка. Барнаульцев, желающих освоить новейшую машину, нашлось немало. Новый вид транспорта привлек внимание горожан удобством и скоростью, и троллейбусная сеть стала расширяться.
Добавим, 19 октября 1973 года открылось новое троллейбусное депо на 100 машино-мест, расположенное по адресу: улица Германа Титова, 52. Именно оттуда и был пущен первый троллейбусный маршрут № 1 в краевом центре.
В настоящее время в городе действуют 3 маршрута, на которых работает примерно 60 троллейбусов. Эксплуатацией занимается МУП "Горэлектротранс". Имеется одно действующее троллейбусное депо, строительство второго приостановлено в середине 2000-х годов. На этой территории сейчас располагается стоянка для фур.
К слову, к 1991 году в Барнауле действовало 7 постоянных троллейбусных маршрутов. В настоящее время из них осталось только три: № 1, 6, 7. В конце 1980-х годов была разработана программа по строительству и развитию троллейбусной сети в центральных районах и на окраинах города, но в начале 1990-х планы и проекты были заморожены, и строительство было свернуто. Ни один из них так и не был до конца реализован.
До распада СССР троллейбусное хозяйство в городе интенсивно развивалось. В 1990-х годах на предприятии начался кризис, произошло сокращение троллейбусных перевозок. Из-за низкого финансирования, износа и нехватки подвижного состава количество маршрутов стало сокращаться. Первая троллейбусная линия, запущенная в постсоветский период, была открыта лишь в марте 2000 года до новых городских кварталов, расположенных в Индустриальном районе. Речь идет о маршруте № 7: "Кардиоцентр — ул. Малахова — ул. Балтийская — ул. Попова — ул. Взлётная". Последней вновь построенной новой троллейбусной линией является небольшой отрезок по проспекту Ленина от Малой Олонской до берега Оби, открытый также в 2000 году. По этой линии были продлены троллейбусные маршруты № 1 и № 5.
В 2013 году муниципальный автопарк Барнаула пополнили т.н. "беспроводные троллейбусы". Его вместимость превышает 100 человек, возможность автономного хода без подпитки от контактной сети составляет до 60 км, троллейбус имеет энергосберегающий электронный привод, который позволяет не только экономить электроэнергию, но и возвращать её в сеть в режиме рекуперации.
На 1 мая 2014 года был запланирован запуск междугороднего маршрута до Новоалтайска, на котором должны были работать троллейбусы-электробусы. С 10 по 25 апреля троллейбусы проходили обкатку, однако открытие так и не состоялось.
Самый длинный маршрут троллейбуса в Барнауле —№ 1 (протяжённость полного круга и развернутая длина 17 км, время в пути — 60 минут). Второй по протяженности — маршрут № 7 (протяжённость полного круга и развернутая длина 16,4 км, время в пути — 60 минут). Самый короткий — маршрут № 6.