Практические кейсы ИТ-форума: как "Алтайвагон" реализует цифровую экономику

Новоалтайское предприятие на практике воплотило несколько масштабных ноу-хау, связанных с информационными технологиями

Фото: altaivagon.ru

На Алтае завершился масштабный ИТ-форум, в рамках которого прошел "круглый стол", посвященный цифровой трансформации промышленных предприятий — "Цифровая реальность. Что такое "цифровое предприятие" и как им стать".

Площадкой для мероприятия был выбран "Алтайвагон". Сначала для всех участников форума провели импровизированную экскурсию по предприятию, продемонстрировав работу нескольких "оцифрованных" цехов и участков. Среди них — автоматизированный участок по производству колесных пар, участки со сварочными робототехническими комплексами Fanuc и с машинами плазменной резки. Эти проекты являются наиболее значимыми для предприятия.

Уже после экскурсии желающие смогли поучаствовать в обсуждении лучших практик цифровой трансформации. Надо отдать должное организаторам, они сумели выстроить формат так, что конкретные кейсы по использованию цифровой экономики на "Алтайвагоне" удачно дополнялись рассуждениями на тему высоких технологий и перспектив их использования в отечественной промышленности.

Немало было сказано и о вызовах цифровой трансформации экономики, предприятиях будущего, "Индустрии 4.0" и финансовой стороне внедрения новых технологий. Участники круглого стола обсудили пути "цифровой трансформации" промышленников, финансовые и организационные модели таких проектов, рассмотрев несколько конкретных примеров.

Спикерами выступили гендиректор "Алтайвагона" Дмитрий Медведев,  начальник отдела АСУП "Алтайвагона" Надежда Валкнер, директор по спецпроектам издания CRN Светлана Белова, директор департамента цифрового развития ТПП РФ Владимир Маслов.

К слову, особняком на "круглом столе" выглядело выступление г-на Медведева. Он, пожалуй, единственный, кто прямо указал на недостатки, присущие госпрограмме по цифровой экономике. Между тем заметим, что на протяжении последних лет "Алтайвагон" успешно реализует различные проекты по развитию ИТ-инфраструктуры, информатизации всех направлений управленческой деятельности, внедрению систем автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства и инженерного анализа, автоматизации производственных и технологических процессов. Наиболее значимым проектом стал, пожалуй, автоматизированный участок по производству колесных пар.

В чем его суть? Если коротко, то управление всеми процессами изготовления, транспортировки, маркировки, идентификации, контроля качества деталей осуществляется центральной системой управления линией. Автоматизация технологии производства позволяет повысить качество продукции, свести к минимуму человеческий фактор, снизить затраты и увеличить производственные мощности.

Впрочем, это не единственный пример использования цифровой экономики на "Алтайвагоне". Особняком стоит внедрение универсальных сварочных робототехнических комплексов. Они используются для сварки сборочных узлов грузовых вагонов. Все рабочие параметры робота и сварочного оборудования программируются заранее на каждый тип изделия. Оператор производит управление с панели оператора, размещенной на контроллере, либо с дополнительного выносного пульта из соответствующей рабочей зоны.

Ну и нельзя не упомянуть про участок машин плазменной резки. Он оснащен машинами термической резки (МТР) Messer Multitherm 2600 с современными системами ЧПУ Global Control. Потребность применения данного оборудования обусловлена требованиями к изготовлению отдельных деталей с высокой степенью точности и увеличением мощностей заготовительного производства в связи с увеличением количества выпускаемых вагонов.

Напомним, "Алтайвагон" – одно из крупнейших промышленных предприятий Алтайского края и один из крупнейших заводов по производству железнодорожного грузового подвижного состава в России, входит в ХК "Сибирский Деловой Союз". Завод занимает третье место по стране на рынке грузовых железнодорожных вагонов, узлов, комплектующих и запасных частей к ним. "Алтайвагон" имеет три производственные площадки: в Новоалтайске, Рубцовске и Кемерове. Предприятие выпускает около 20 моделей современных грузовых железнодорожных вагонов разных типов и конструкций, рассчитанных на перевозку любых грузов.

Производственные мощности "Алтайвагона" позволяют изготавливать до 10 тысяч грузовых вагонов в год. Основные цеха способны обеспечить изготовление четырех моделей вагонов одновременно.

Одной из важных задач мероприятия стал совместный поиск вариантов взаимодействия реального сектора экономики, органов госвласти, общественных объединений для эффективной реализации программы "Цифровая экономика".

 

Читайте полную версию на сайте