Данные о состоянии и перспективах развития сельской малокомплектной начальной школы.

Специалисты Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования провели исследования с целью проанализировать состояние сельских малокомплектных начальных школ Алтайского края и выделить основной круг проблем, которые являются наиболее актуальными и требуют решения совместными усилиями органов управления образованием, муниципальных методических служб, региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Материалом для анализа послужили отчеты руководителей структурных подразделений АКИПКРО, Бийского филиала, статистические данные о курсовой подготовке учебно-организационного отдела, результаты выездов в сельские малокомплектные начальные школы Заринского, Павловского, Рубцовского, Тальменского районов, результаты анкетирования педагогов и руководителей образовательных учреждений из более чем 60 сельских районов, материалы круглого стола "Проблемы развития образования на селе", информационные справки о состоянии сельских малокомплектных начальных школ Алтайского края, а также результаты анализа качества обучения выпускников 11 сельских малокомплектных начальных школ.

В соответствии с основными направлениями региональной комплексной программы "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005г." особого внимания сегодня требуют проблемы сельской школы. В наиболее сложных условиях оказались сельские малокомплектные начальные школы, общее количество которых в ряде районов составляет от 7 до 16 (Бийский, Благовещенский, Заринский, Красногорский, Кытмановский, Павловский, Панкрушихинский, Рубцовский, Славгородский, Табунский, Хабарский, Чарышский, Шипуновский).

Анализ деятельности малокомплектных начальных школ в ряде районов (Заринский, Павловский, Рубцовский, Тальменский и др.) свидетельствует об усилении в последние годы зависимости состояния работы и качества образования в школах данного типа от местных факторов, в частности, от экономических возможностей района, от политической воли и профессиональной компетентности руководителя администрации, от состояния социальной сферы. Совершенно очевидно, что все без исключения малокомплектные начальные школы имеют очень ограниченные источники поддержки, как в сфере ближайшего социального окружения, так и на муниципальном и краевом уровнях. Тем не менее, ряд руководителей образовательных учреждений умело решают финансово-экономические проблемы на основе разработки и внедрения различных механизмов поддержки малокомплектной начальной школы. Так, в ряде районов края вопросы укрепления материально-технической базы школ, ремонта, оснащения кабинетов учебным оборудованием, техническими средствами обучения, приобретения учебно-методической литературы, организации горячего питания детей успешно решаются с помощью Попечительских советов (Благовещенский, Суетский, Кытмановский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский и др. районы). Накоплен опыт позитивного сотрудничества со спонсорами в Бийском районе (Б.-Аникинская малокомплектная начальная школа - агрофирма "Угринич"), Заринском (Широколуговская, Старокопыловская школы - АО "Новые зори", Новокрасиловская школа - АО "Заря", Змазневская школа - АО-2 им. В.И.Ленина), Павловском (Озерная школа - ОПХ "Комсомольское", Черемновская школа - Черемновский семенной завод, Арбузовская школа - ЗАО "Колыванское", Красномайская школа - экспериментальное хозяйство "Наука"), Новичихинском и др. В Красногорском районе работают Советы содействия семье и школе, созданные при сельских администрациях. Сохранилась поддержка малокомплектных школ со стороны хозяйств и отдела социального обеспечения в Краснощековском районе.

Данная инициатива руководителей малокомплектных начальных школ, сельских администраций, муниципальных органов управления образованием, хозяйств особенно важна, учитывая, что в большинстве районов края за последние пять лет значительно сократилось выделение финансовых средств из муниципальных бюджетов на содержание и эксплуатацию учебных зданий и помещений школ. Более 70% зданий посещенных малокомплектных начальных школ нуждаются в капитальном ремонте; особую тревогу вызывает состояние отопления, сантехники. Недостаток финансирования сказывается на состоянии учебной материально-технической базы, которая не обновлялась в большинстве малокомплектных начальных школ уже в течение 10 лет (Курьинский, Панкрушихинский, Славгородский, Табунский, Шипуновский и др. районы).

Значительная часть школ данного типа не в состоянии обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия для организации учебного процесса младших школьников: отсутствует учебная регулируемая соответственно росту учащихся школьная мебель, недостаточно освещение школьных мест. В большинстве малокомплектных начальных школ износ мебели составляет до 70%, спортинвентаря - до 90% ( в некоторых школах он вообще отсутствует). Все эти факторы риска негативно влияют на состояние здоровья младших школьников и учителей.

По-прежнему остро для всех малокомплетных начальных школ стоит проблема обеспеченности новой учебной и детской художественной литературой (библиотечки не обновляются на протяжении последних 10 лет) для учащихся, научно-методическими материалами (в т.ч. специальными периодическими изданиями "Начальная школа", "Сельская школа" и др.) для учителей. В среднем сегодня учебно-методическое обеспечение малокомплектных начальных школ не достигает даже 40% (Заринский, Тальменский, Панкрушихинский, Рубцовский и др. районы).

Одну из основных причин указанных проблем по обеспечению именно малокомплектных начальных школ руководители районных комитетов по образованию видят в действующем в крае и в России в целом нормативном финансировании школ, исходящим из количества учащихся. При таком подходе школы с малым числом детей изначально ставятся в экономически невыгодные условия.

Состояние малокомплектной начальной школы, безусловно, во многом зависит от социальной, психологической ситуации на селе. Выезды в сельские районы края, в том числе в малочисленные поселки и деревни, в которых сосредоточена основная часть (более 60%) малокомплектных начальных школ, позволяют выделить такие качественные характеристики их ближайшего социального окружения, как: сверхзанятость населения в личных подсобных хозяйствах, его низкая платежеспособность, означающая, что сельская семья весьма ограничена в средствах на культурное развитие ребенка, не может материально поддержать школу в обеспечении нормальных условий обучения и воспитания детей. Более того, тяжелое материальное положение большинства семей, отсутствие жизненных перспектив в деревнях с населением до 200 человек ведет к дисгармонизации внутрисемейных отношений, снижению воспитательного потенциала и социальной стабильности семьи, росту числа социально неблагополучных семей.

Сокращение числа учащихся малокомплектных начальных школ напрямую связано с неблагоприятной демографической ситуацией на селе, оттоком населения из малых поселков и деревень. Например, по данным Рубцовского района, в десяти малокомплектных начальных школах в 1997-1998 уч.г. обучалось 167 детей, в 2000-2001 - 103. Уже сегодня перспективными из 10 действующих школ администрация видит только три (Катковская, Конгрессовская, Березовская). Аналогичная ситуация наблюдается в Заринском, Первомайском, Табунском, Панкрушихинском и др. районах, где более 20% малокомплектных начальных школ обучают от 1 до 3 учащихся.

Абсолютное большинство малокомплектных начальных школ края (до 90%) реализует традиционные программы четырехлетнего начального обучения и работает по учебным планам, подготовленным на основе базисного. Интересный опыт реализации школьного компонента через такие курсы, как "Речь и культура общения", "Детская риторика", "Человекознание", "Культура семьи и быта" и др., помогающие частично снять указанные выше проблемы, накоплен в Березовской, Катковской, Бугринской, Калиновской малокомплектных начальных школах Рубцовского района, Промышленной, Чуйской, Пригородной школах того же типа Бийского района и др.

Малое число детей и учителей, работающих с ними, создает специфические проблемы в организации учебно-воспитательного процесса в целом. Анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий в ряде малокомплектных начальных школ (Таскаевская и Язовская школы Тальменского района, Боровиковская школа Павловского района, Березовская и Катковская школы Рубцовского района, Малиновская и Сосновская школы Заринского района и др.) показал, что наибольшие затруднения учителя испытывают в организации самостоятельной работы младших школьников в малых разновозрастных группах, формировании умений работать с учебной информацией, изучении динамики учебных достижений и личностного развития детей.

Особую ценность для трудового, экологического и патриотического воспитания сельских детей представляет работа младших школьников под руководством учителей на приусадебных участках (Павловский, Заринский, Рубцовский, Тальменский, Змеиногорский и другие районы).

Очевидна зависимость качества обучения младших школьников в малокомплектной школе от тенденции к значительному сокращению в ряде районов дошкольных образовательных учреждений (Суетский, Бийский, Благовещенский, Кытмановский, Немецкий, Павловский, Заринский, Краснощековский и др. районы). Данная ситуация актуализирует проблему раннего развития сельского ребенка, требует поиска новых форм подготовки детей к школе. Достаточно успешно работа по укреплению преемственных связей дошкольной и начальной ступеней образования, взаимодействию между сохранившимися дошкольными образовательными учреждениями и малокомплектными начальными школами ведется в таких районах, как Первомайский, Табунский, Троицкий, Курьинский и др. Особого внимания заслуживает опыт подготовки детей к школе на базе дошкольных образовательных учреждений с кратковременным пребыванием в детском саду с.Логовское, с.Сорочий Лог, с.Акулово Первомайского района.

Значительно благоприятнее ситуация по преемственным связям между малокомплектной начальной школой и основной школой. Согласование содержания и методики обучения школьников при переходе в основную школу, проведение совместных методических объединений учителей организуется в Бийском, Благовещенском, Суетском, Заринском, Первомайском, Смоленском, Славгородском и др. районах). В настоящее время ведется обобщение опыта эффективного сотрудничества между Андреевской малокомплектной начальной школой и Коробейниковской средней школой Шипуновского района. Вместе с тем, по мнению большинства руководителей и учителей посещенных малокомплектных начальных школ, трудности полноценного развития и воспитания младших школьников связаны с относительной изолированностью школ данного типа от основных (базовых), с ограниченными возможностями организации межшкольного общения и совместной деятельности младше- и старшеклассников. Очевидно, необходимы меры краевого уровня по обновлению нормативной базы, регламентирующей более тесные структурные и содержательные связи между малокомлектной начальной школой и основной школой.

Изучение качества знаний, умений, навыков выпускников 11 малокомплектных начальных школ Тальменского, Павловского, Рубцовского и Заринского районов по пяти образовательным областям ("Русский язык", "Математика", "Природа", "Человек", "Общество") показало, что в целом уровень подготовки детей при переходе в основную школу удовлетворительный. Однако при этом следует отметить у большинства учащихся низкую тестовую культуру, неумение самостоятельно работать с тестовыми материалами. В значительной мере это связано с более широкой проблемой - с отсутствием у детей и у учителя навыков работы с тестовыми заданиями вообще, алгоритмической культуры в целом. Одним из путей ее решения может стать появление в учебном кабинете компьютера.

С целью изучения моделей управления сельской малокомплектной школой, оперативной консультативной методической поддержки в разработке и подготовке уроков в классах с малым числом школьников, выявления передового педагогического опыта по организации обучения и воспитания младших школьников в разновозрастных группах на базе ряда сельских школ (Павловский, Тальменский, Шелаболихинский, Косихинский, Целинный районы) созданы опытно-экспериментальные площадки.

Важным аспектом характеристики состояния и перспектив развития малокомплектной начальной школы является ее кадровое обеспечение. Анализ состава педагогических кадров посещенных школ Рубцовского, Заринского, Тальменского, Павловского районов, а также сведения ряда сельских районных комитетов по образованию показывают, что в настоящее время образовательный процесс в этих школах осуществляют учителя, среди которых: 32% имеют высшее педагогическое образование, 58% - среднее специальное, до 10% - не имеют педагогического образования. Аттестованы на высшую категорию - 3% учителей, 18% - на 1 и 2 категории. Самый высокий процент составляют учителя, имеющие стаж педагогической работы до 20 лет (40%), 8% учителей пенсионного возраста. Молодые учителя на селе не закрепляются.

Безусловно, отрицательно сказывается на выполнении профессиональных обязанностей учителя малокомплектной школы его социальное положение.

Подавляющее большинство учителей ведут личные подсобные хозяйства, занимающие основную часть свободного времени. Отсутствие средств на приобретение методической литературы, подписку на специальные периодические издания, на выезды на курсы повышения квалификации не только в краевой центр (АКИПКРО), но и в районные центры серьезно препятствует осуществлению непрерывного профессионального образования и развития учителя. Ежегодно курсы повышения квалификации проходит в среднем менее 10% учителей малокомплектных начальных школ. Объективные причины такого положения дел заключаются в том, что очень сложно решается проблема замещения обучающегося на курсах (или заболевшего) учителя. В районных комитетах по образованию сегодня отсуствует человек, который специально занимался бы вопросами малокомплектной начальной школы.

Подобная ситуация требует от АКИПКРО, БГПУ, БиГПИ продолжить создание научно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации учителей малокомплектных начальных школ (учебные планы, программы, методические рекомендации) с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Важно расширить возможности дистанционной формы повышения квалификации учителей школ данного типа без отрыва их от работы.

В силу специфики и сложности контингента учащихся сельских школ вообще и малокомплетных начальных школ в частности, учитель уже сегодня нуждается в специальной подготовке к коррекционной работе, оказанию социально-педагогической помощи детям и их семьям, организации реабилитационной работы с детьми беженцев и вынужденных переселенцев. Особенно актуальны эти проблемы для Шелаболихинского, Немецкого, Павловского и др. районов.

Таким образом, изучение состояния и перспектив развития малокомплектных школ в ряде сельских районов края показало, что школы этого типа, выполняя важнейшие социально-педагогические и культурные функции на селе, не могут быть предметом заботы одного образовательного ведомства. Стратегическим направлением развития малокомплектной начальной школы должно стать межведомственное взаимодействие. Единственный путь, следуя которому можно разрешить весь сложный комплекс задач, - интеграция усилий государственных, общественных, коммерческих структур, науки и практики в реформировании и помощи сельской школе.

Данные предоставлены экспертной комиссией под руководством проректора по учебно-методической работе АКИПКРО Елены Жарковой

Читайте полную версию на сайте