Творят, что хотят: эксперты обсудили рынок "серой" косметологии
Крупные косметологические центры жалуются, что к ним часто попадают клиенты с серьезными проблемами после "серых" косметологов. Работающие нелегально, без сертификатов и образования, с контрафактными препаратами - таких косметологов достаточно и в Барнауле, и в Москве. Об этом говорили эксперты на круглом столе "Косметология: "Серый" рынок в медицине" в Барнауле в среду, 17 октября. Мероприятие прошло в рамках Сибирского международного форума по оздоровительному и медицинскому туризму.
Главный врач клиники эстетической медицины "Антуриум" Наталья Татаринцева рассказала, что в Барнауле в "диванные косметологи" в основном идут начинающие косметологи с образованием, средний медперсонал, который имеет право делать процедуры, но только по назначению врача. А также "специалисты" без образования. Часто она работают на съемных квартирах или выезжают на дом или работу к клиентам, а также в парикмахерских и небольших салонах красоты.
"Сначала эта девочка накладывала маску, потом решила чуть-чуть поколоть, потом где-то научилась не сертифицировано ставить инъекции", — добавила Татаринцева.
Клиентами таких косметологов становятся чаще всего мало образованные и мало информированные женщины, часто люди до 18 лет и любители акций, скидок, бонусов. Находят клиентов в основном в соцсетях. Наталья Татаринцева посетовала, что для официальных, сертифицированных клиник, находящихся в правовом поле, рекламные возможности очень ограничены. А вот "серые" косметологи позволяют себе писать и говорить всё, что угодно.
Главный врач клиники эстетической лазерной медицины "Евростиль" Инна Сковородникова акцентирует внимание на проблеме нелегального оборота препаратов. Самое безопасное последствие — отсутствие эффекта. Однако часто "диванные" процедуры заканчиваются воспалением, деформацией участков лица, отеками.
Такая проблема актуальна для всех городов, особенно для богатой на деньги и разнообразие услуг Москвы.
Так, по словам врача-терапевта, главного врача "Клиники профессора Юцковской" (Москва) Георгия Лебеденко, как минимум один из 10 пациентов приходят к ним исправлять работу "серых косметологов". Среди частных осложнений отечность и нагноение. Восстановление хотя бы прежнего вида, не то что улучшение, требует много времени.
Впрочем, вопросы есть не только к "домашним косметологам" и сомнительным салонам. Георгий Лебеденко рассказал случай, когда у женщины возникли серьезные осложнения после ультразвукового SMAS-лифтинга, который в Москве в среднем стоит 120 тысяч рублей Выяснилось, что в салоне, где она делала процедуру, аппарат был нормальный (такие стоят 4,5 млн рублей), специалист обученный, но транзистор был китайский (нормального производства стоит 250 тысяч рублей) и сбой дал именно он.
Эксперты дали простые и в общем известные советы. Георгий Лебеденко настоятельно рекомендует смотреть лицензию на осуществление предлагаемого вида услуг. Обязательно просить специалиста перед процедурой показывать препарат, который будет использоваться. На нем должно быть название на русском языке, написано, как его применять. Препарат должен быть сертифицированным и зарегистрированный в России. Вам обязательно должны рассказать про все последствия.
"В большинстве случаев, люди сами виноваты в проблемах, с которыми они обращаются. Потому что они осознано идут к "профессионалам", которые работают на дому, без лицензии", — сказала адвокат Адвокатской Палаты Московской области, эксперт СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций и Центра стратегических инициатив "Частное здравоохранение"(Москва) Ирина Клопова.
Она рассказала о законодательных пробелах. В 2017 году Росздравнадзор провел 260 внеплановых проверок организаций, оказывающих медицинские услуги в 33 регионах страны. Нарушения обнаружены почти в половине случаев. Среди них проведение процедур без лицензии, некачественные материалы. Провинились организации Свердловской, Рязанской, Тульской областей. Однако проверяют именно те организации, которые работают официально. "Серые" косметологи, по сути, никому не интересны.
Да и наказание слишком небольшое. Например, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения и лицензии (часть 2 статьи 14.1 КОАП), это всего 2-2,5 тысячи рублей штрафа для частного лица, 40-50 тысяч для юрлица. Штраф — это одна-две процедуры, то есть быстро "отбивается".
Уголовная ответственность предусмотрена 171 статьей УК РФ (незаконное предпринимательство). Но там обязательное условие — причинение крупного ущерба на 1,5 млн рублей. Во-первых, сумма очень серьезная, во-вторых, как её доказать на сером рынке. Статья 235 УК РФ (незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности) — еще более нереальная для исполнения статья, там обязательное условие — причинение вреда здоровья человеку по неосторожности.
"Мы не имеем возможности привлечь "серого" косметолога к ответственности, которой бы он испугался, прекратил бы свою незаконную деятельность. Это очень серьезная проблема", — резюмировала Ирина Клопова.
Георгий Лебеденко добавил, что в последнее время клиники стали вынуждены держать медицинского юриста, потому что есть необходимость защищать свои права и права своих специалистов.
Директор Алтайской региональной общественной организации "Защита прав потребителей" Людмила Жгун советует косметологам и организациям, в которых они работают, тщательно оформлять все документы, всегда брать с клиентов информированное согласие и отказ от определенных вмешательств, тщательно и до процедуры проговаривать все услуги и препараты.