Ведущие медиаэксперты: "Погоня за трафиком становится неактуальной"
С приходом интернета в города и села страны региональные СМИ оказались в непростой ситуации: с одной стороны, о них узнал мир, а вот с другой — жизнь информационных порталов превратилась в погоню за трафиком. И если еще совсем недавно, года три-четыре назад, это было необходимо для привлечения аудитории, то сегодня читатель, наевшись за информационным "шведским столом", предпочитает (продолжим метафору) рестораны, где готовят блюда специально для этого читателя, с учетом его вкусов, пристрастий, запросов.
Ну а редакторы СМИ лавируют между запросами аудитории в поисках того самого нужного контента, который ответит взыскательному или не очень читателю.
Редакция Amic.ru обратилась к известным в России экспертам — людям авторитетным в мире медиа и не только — и задала следующие вопросы:
- Насколько сегодня в век цифровизации актуально понятие "региональный информационный портал"?
- О чем должен писать региональный портал?
- Любые ли инструменты хороши для привлечения трафика на городской/областной информационный сайт?
- Что такое, по-вашему, "качественный трафик"?
- Каким образом его сегодня могут получать региональные интернет-СМИ?
- Погоня за посещаемостью, трафиками - это сегодня актуально?
Про контент портала. Тут нет рамок и правил. Региональный портал должен писать о том, что зафиксировано в его концепции.
А вот про хороши ли любые инструменты? Ну, наверное, нет. Покупка ботов, покупка трафика, какие-то серые схемы нехороши. Они работают в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочной этот трафик не задерживается и никак не влияет на развитие ресурса. Опять же, какие-то кликбейтовые схемы — они тоже, скорее, про краткосрочную выгоду. Можно написать "желтую" статью, сделать кликбейтовый заголовок, получить какое-то количество кликов, но потерять доверие аудитории.
Я думаю, что качественный трафик — это аудитория. То есть, если мы можем сказать, что у нас на сайте не трафик, а читающие люди, вот это самый качественный трафик. Когда мы меряем не цифрами просмотров страниц, не фактом загрузки страниц в браузере, а пониманием того, что по ту сторону экрана живые люди: они читают материалы, дочитывают их до конца, они их обсуждают, наши материалы как-то влияют на их жизнь. Вот это самый качественный трафик, который может только быть. Соответственно, актуальна ли погоня за посещаемостью и трафиком? Она актуальна ровно в тех пределах, когда вы понимаете, как трафик конвертируется в аудиторию. Давно уже всем известно, что нет прямой пропорциональной зависимости между большим трафиком и большими доходами сайта. Можно получать вполне приличный доход с маленьким трафиком. Но это небольшая, понятная, описанная, готовая платить аудитория, которую можно выгодно продать рекламодателю. Или у вас огромный трафик, но все это достаточно мусорные цифры, которые на самом деле не монетизируются и ни во что не превращаются. Поэтому погоня за цифрами неактуальна. А вот погоня за читателем будет всегда суперактуальна. СМИ нуждаются в читателях.
Погоню за посещаемостью считаю моветоном, а вот постоянную работу с аудиторией - неотъемлемой частью работы редакции. Для того, чтобы делать качественный контент, необходимо в том числе четко представлять интересы своих читателей и их потребности. Понятно, что, как правило, региональное СМИ не имеет возможности проводить регулярные фокус-группы, но встречи с читателями приносят не меньше пользы. В общем, всем давно известно, что качественный контент и аудитория - это главные составляющие хорошего СМИ. И нет никаких волшебных средств, есть упорная каждодневная работа, которая в итоге дает офигенный результат, только делать эту работу безостановочно.
Ещё важной проблемой, о которой меня не спросили, но не затронуть которую я не могу в данном контексте, - это бизнес-модель регионального онлайн-СМИ. В связи со стагнацией в экономике ждать увеличения доходов от рекламы не приходится, особенно в моногородах. Поэтому в ближайшее время в регионах будут активно развиваться модели существования качественных СМИ за счет читателей. Ни в коем случае не путать эту модель с paywall, убеждена, что в случае с информационными ресурсами она провальна. Нельзя брать деньги за информирование читателей, а это первоочередная задача СМИ, но аудитория лояльная уже потихоньку понимает, что на работу журналистов, на создание новых удобных форматов требуются деньги, и не надо стесняться просить денег у своих читателей. Пусть будут те, кто заплатит по 500 рублей в год, но обязательно найдутся и те, кто готов платить существенно больше. Это все тоже сложная ежедневная работа на перспективу, и если ею не заняться сейчас, можно потерять время и деньги.
Про погоню за трафиком хороший вопрос. К сожалению или к счастью, в последнее время онлайн-медиа потеряли монополию на распространение информации в интернете. Сейчас любой человек – это уже онлайн-СМИ. Люди ведут ютуб-каналы, инстаграмы и телеграм-каналы, которые смотрят или читают миллионы. Рекламодателям всё сложнее выбрать, где разместить рекламу – в традиционном онлайн-СМИ или в инстаграм-блоге. Зачастую эффективность последнего размещения выше, чем в медиа. Пикантности ситуации добавляет, что сегодня основные платформы – "Яндекс", Google, Facebook и т.д. – продвигают свои "быстрые" страницы – то есть публикации контента онлайн-медиа без перехода по ссылкам на медиа. Таким образом, из миллиона онлайн-СМИ остаются основные платформы, потому что аудитория выбирает более короткий и быстрый путь получения информации (борьба за внимание человека растет). Выходит, что погоня за трафиком становится неактуальной, теперь важна погоня за качественным контентом - уникальным, эксклюзивным, полезным. Важна погоня за авторами – авторитетными, профессиональными, современными. А уж где они будут размещать свои материалы – дело второе. В этой ситуации непросто будет представителям традиционного медиа-бизнеса, зато аудитория будет в выигрыше.
О чем должен писать региональный портал? Конечно же, это, прежде всего, локальная повестка: местные новости, события, персоны, спецпроекты, в конце концов. Важно постоянно делать себе прививки от соблазна ориентироваться на федеральных читателей и посетителей проекта. По двум причинам: во-первых, региональный проект с большим количеством нелокальных пользователей становится малоинтересен как локальным, так и федеральным рекламодателям. Во-вторых, федеральные посетители отрицательно влияют на формирование локального ядра аудитории проекта и ухудшают поведенческие показатели, которые являются важными для поисковых систем.
На вопрос, любые ли инструменты хороши для привлечения трафика на городской/областной информационный сайт, отвечу: "Нет". Как сказали бы праотцы - "что позволено Юпитеру, не позволено быку". Различные сомнительные способы по первоначальному привлечению аудитории, вроде кликджекинга, покупки "заемного" трафика, использование тизерных сетей с провокационным контентом, совершенно не подходят для состоявшихся проектов. Основными и главными инструментами становится профессионализм редакции, работа с локальными трендами и evergreen (вечнозеленый) контент. А также коммуникация со своими читателями в той экосистеме, которая им удобна (от канала в Телеграме до канала в ТамТаме).
И про трафик. Откровенно говоря, в силу специфики моей работы, я привык смотреть на все в интернете через призму денег. Позволю себе осторожно утверждать, что качественный трафик - тот, который можно успешно монетизировать. То есть создавать такие условия для читателей, при которых они бы, получая максимально возможную пользу для себя, в то же самое время, позволяли бы владельцу интернет-площадки максимально на них зарабатывать. В этой парадигме "качественный трафик" - тот, который: а) считает мой контент полезным; б) считает рекламу и сервисы (на которых зарабатывает издатель) уместными. Получать такой трафик возможно, только глубоко разобравшись в реальных потребностях и проблемах той аудитории, для которой проект существует. Его развитие должно происходить не на основе "редакционных решений", но реальных потребностей жителей региона. Для этого важно быть чрезвычайно чутким к зарождающимся трендом и обладать способностью выявлять реальные потребности своих читателей. Все это звучит немного странно, но если разобраться - исследования собственной аудитории часто последнее, о чем думает издатель и редакция.