Суд не внял доводам родственников погибшей от пули в барнаульском лесу

Судя по всему, обвиняемый частично избежит наказания за незаконное хранение оружия и кражу личных вещей застреленной
Фото: guns.allzip.org

Судебное заседание по делу барнаульца Александра Никифорова, по версии следствия, по неосторожности застрелившего в лесу из ТТ свою знакомую Наталью Лапшину, получило неожиданное продолжение. Родственники погибшей потребовали у суда переквалифицировать совершенное деяние на убийство, а также вспомнили про судьбу пистолета и пропавших личных вещей женщины.

1 декабря в суд пришли родители Натальи Лапшиной, а также ее дочь-студентка. Судья Валентин Полуянов, перед тем как предоставить слово потерпевшим, вначале напомнил, что поскольку совершенное преступление по Уголовному кодексу считается небольшой тяжести, то возможно примирение сторон. Впрочем, потерпевшие были настроены совсем иначе.

Первой выступила мать погибшей. Она огласила ходатайство, под которым подписались все потерпевшие, о том, чтобы изменить обвинение, предъявленное следствием (ст. 109 УК РФ — причинение смерти по неосторожности) на ст. 105 УК РФ (убийство). Кроме того, родственники заявили, что параллельно должно быть возбуждено дело по ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) и ст. 158 УК РФ (кража).

В первом случае речь идет о пистолете, из которого был произведен роковой выстрел. Кроме того, родственники вспомнили тот факт, что Никифоров унес с места преступления женскую сумочку, два сотовых телефона и кошелек с деньгами. Все это было оценено в 16 тысяч рублей. Между тем из слов прокурора и адвоката следовало, что эпизод с оружием выделен в отдельное производство, им занимается полиция. А вот что касается потенциальной кражи, то для возбуждения производства по данной статье необходимо написать заявление в органы полиции, иначе никто этим заниматься не будет. Судя по всему, об этом в свое время родственникам погибшей не счел нужным разъяснить никто из правоохранителей, так или иначе имевших отношение к расследованию дела.

Далее мать погибшей рассказала о том, что эксперт по баллистике, проводивший исследование, сообщил ей, что выстрел был совершен "возможно, и по неосторожности"... Из этих слов следует, что исключать прямой умысел также нельзя, отметила мать Натальи Лапшиной. В конце своей речи пожилая женщина потребовала максимально строгое наказание для Никифорова. Более того, по ее версии, у обвиняемого существовал и мотив для убийства, правда, назвать его она не успела, это позднее сделал ее супруг.

Но особенно ярким и запоминающимся вышел монолог дочери погибшей. Она попробовала обратить внимание как прокурора, так и судьи на странности в этом деле, которые проигнорировало следствие. Например, тот факт, что Никифоров отказался проходить полиграф (сам обвиняемый утверждает, что ему этого не предлагали), кроме того, мужчина так и не принес свои извинения родственникам, что очевидно свидетельствует о том, что он так и не раскаялся. "Почему он тогда не вызвал полицию, скорую, как любой нормальный человек на его месте, не позвонил позднее родственникам, чтобы извиниться за совершенное, если это был действительно несчастный случай", - задала резонные вопросы потерпевшая.

Александр Никифоров утверждает, что не мог позвонить сразу после ЧП, так как его телефон разрядился. "При этом он цинично отправлял успокоительные сообщения с телефона погибшей ее друзьям, более того, на следующее утро вернулся на место, где скончалась Наталья, и хладнокровно прикрыл тело ветками. В этот момент он явно уже не находился в шоке от содеянного. Нет у него чувства вины и не возникает ощущения, что все это произошло случайно", - пылко бросила девушка.

Примечательно, что сам обвиняемый, как видно по совету адвоката, отказался давать показания в суде. В итоге прокурору пришлось зачитывать то, что Никифоров рассказал в ходе предварительного следствия. Наталья в тот раз якобы сама назначила ему свидание и предложила пострелять. "Я видела их компьютерную переписку на этот счет: мама сама не приглашала его на прогулку, все было совсем не так", – рассказала в суде ее дочь. При этом она иногда все же переходила границы дозволенного, употребляя нелестные эпитеты и обращаясь на "ты" к обвиняемому. Первый раз адвокат такое поведение стерпел, однако второй раз попросил суд сделать замечание потерпевшей.

…Выяснилось, что пистолет ТТ Никифоров нашел за год до произошедшей трагедии близ кафе "Ноев ковчег". Сдавать оружие барнаулец не стал, так как побоялся, что у ствола может быть криминальное прошлое и у него из-за этого возникнут проблемы с полицией. Выбрасывать оружие в тот момент, впрочем, он также не решился. Согласно первоначальным показаниям мужчины, после выстрела его спутница какое-то время была жива. Он попытался найти кого-нибудь, кто смог бы помочь, но этого не удалось, а вернувшись на место трагедии, он увидел, что его знакомая уже не подает признаков жизни. После чего запаниковал. Затем, по признанию Никифорова, он забрал вещи погибшей, а пистолет  выкинул в Барнаулку. При этом два телефона Натальи Лапшиной он разобрал и выбросил по частям в разных местах города. Так звучали первоначальные объяснения обвиняемого.

Но далее произошло самое интересное — Никифоров изменил свои показания в части пистолета. Теперь он утверждал, что орудие убийства он спрятал на квартире у мамы, ей ничего об этом не сказав. Позднее он собственноручно указал полицейским место нахождения ТТ. А между тем лицо, добровольно сдавшее оружие, согласно УК РФ, освобождается от уголовной ответственности. Портал amic.ru обратился с запросом в полицию на предмет того, произошло ли это признание в момент следственных действий по обнаружению/изъятию ТТ или до этого. В первом случае это не может считаться добровольной сдачей. Кроме того, в запросе в адрес правоохранителей содержится вопрос о конкретной принадлежности боевого оружия, так как ТТ перестал поставляться еще в начале 2010-х годов. Отец погибшей предположил, что такая метаморфоза в поведении Никифорова отнюдь неслучайна – кто-то подсказал ему, как можно уйти в данном случае от уголовной ответственности.

Далее Никифоров нехотя ответил на ряд вопросов прокурора, касавшихся его личности. Выяснилось, например, что он проживает с мамой-пенсионеркой, а также имеет заболевание, которое в перспективе может повлечь инвалидность. После выхода из СИЗО в середине октября обвиняемый устроился на работу, где получает 15-20 тысяч рублей в месяц. Адвокат при  этом, работавший с г-ном Никифоровым, был явно предоставлен ему не по назначению, а сотрудничал на договорной основе.

…Было видно, что в ходе заседания родственникам приходилось сложно, так как они не профессиональные юристы и зачастую не понимали смыла замечаний, которые им делал судья, связанных с реализацией их прав. Особенно растерянными выглядели пожилые родители Натальи Лапшиной, каждому из которых исполнилось по 77 лет. По собственному признанию потерпевших, они были бы рады воспользоваться услугами юриста, но не могут себе этого позволить, так как живут после гибели Натальи очень бедно. Именно она приносила в семью основной доход. У нее остался 15-летний сын. Также мать оплачивала учебу дочери в вузе.

Отметим, что подсудимый в ходе заседания вел себя полностью под диктовку адвоката, он советовался со своим защитником по малейшему поводу: как, что и  когда говорить или нет. Так, например, в нужный момент – в конце заседания – Александр Никифоров несколько натянуто попросил прощения у потерпевших, пообещав им помогать материально по мере возможности. Кстати, давать какие-либо пояснения журналистам адвокат после заседания категорически отказался, пояснив, что СМИ "искажают полученную информацию".

Наконец, как и было обещано, несколько слов о мотиве убийства (если предположить, что это действительно так), который, по словам отца погибшей, якобы мог присутствовать у знакомого его дочери. "Почему все предметы после гибели Натальи он взял и выкинул, а пистолет в итоге нет? Все очень просто - так как планировал им еще воспользоваться, для каких целей — другой вопрос. Мотив прост — она знала о хранящемся у него незаконно оружии, лишний свидетель здесь был ни к чему", - сделал предположение потерпевший.

Следующее заседание по этому делу состоится 7 декабря, вероятно, в ходе него стороны перейдут к прениям. Приговор по делу почти наверняка будет оглашен еще до Нового года.

Читайте полную версию на сайте