Как не оказаться в коммунальном аду: интервью-инструкция для барнаульцев
Что делать, если вы живете на последнем этаже и на вашем доме кровля пришла в негодность? Как взаимодействовать с управляющей компанией, которая говорит: "Вы у нас не единственные, проблем много, так что ждите"? Законно ли, если управляющая компания отказывается от ремонта кровли в дождь или в выходные дни? Эти и другие вопросы обсудили в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы в Барнауле".
О том, как правильно взаимодействовать с УК, рассказали эксперты комитета ЖКХ города Барнаула: начальник производственно-технического отдела Роман Романов и начальник отдела муниципального жилищного контроля Юлия Куклина.
Беседовала Татьяна Гладкова.
- С приходом дождей в некоторых домах начала протекать крыша. Вода льется в квартиры на верхних этажах. Что делать жильцам?
Роман Романов:
- Прежде всего необходимо обратиться в управляющую организацию. Заявку можно оставить как по телефону, так и письменно — не важно. Управляющая организация должна своевременно отреагировать на данное заявление и принять безотлагательные меры.
- Кому звонить?
- Диспетчеру.
- Допустим, звонок поступил утром в пятницу. За день ничего не было сделано. Дальше - выходные дни, УК не работает. Жильцам приходится ждать понедельника.
- В данном случае управляющая компания не права. Она нарушает свои правила, скажем так, содержания жилищного фонда и нарушает права граждан.
- Можно ли привлечь УК к ответственности?
- Это зависит от самих жителей. Куда они станут обращаться: в надзорный орган или комитет ЖКХ.
- Насколько эта проблема актуальна для Барнаула?
- В городской комитет ЖХК в этом году по данному вопросу, именно по ремонту кровель, поступило порядка 50 обращений. Все они своевременно отработаны.
- К сожалению, не все жители идут дальше по инстанциям. Иногда конфликт так и остается на уровне управляющей компании.
Юлия Куклина:
- Если возникли такие ситуации, то в Барнауле помимо комитета ЖКХ есть Государственная инспекция Алтайского края. Также, если жильцы видят, что управляющей компанией не принимаются меры, тем самым она нарушает условия договора, то необходимо оформить либо письменное обращение, либо лично прийти на прием в комитет ЖКХ. Там специалисты могут помочь правильно сформулировать их жалобы.
Комитет ЖКХ наделен полномочиями органом муниципального жилищного контроля. Естественно, на основании обращения будет проведена проверка. Но она будет проведена только в том случае, если обращение поступило в письменном виде либо направлено по почте.
Также есть способ ГисЖКХ. Нам необходимо исключить ложные вызовы, так как на настоящий момент порядка пяти тысяч обращений поступило в городской комитет ЖКХ и из них очень много обращений, как мы называем, "пустых". То есть эти обращения не подтверждаются.
- Что происходит после того, как человек обратился в ваш комитет?
- Проводятся проверки на основании обращений граждан. Также текущее содержание жилья на нашем контроле. Только комитет не наделен полномочиями административного воздействия. Мы выдаем УК предписание, если она их выполняет, то мер не принимаем.
Также жильцы могут жаловаться в Роспотребнадзор, если в квартире завелись насекомые, или пожаловаться на шум. В основном жалуются на тараканов, а также мокриц. Мы не можем принять меры, направляем обращение в Роспотребнадзор.
- В некоторых управляющих компаниях говорят, что если не было письменного обращения, то и не было человека. И ваши жалобы по телефону - пустой звук.
Роман Романов:
- Все звонки фиксируются. Но лучше подать заявку. Мы не всегда можем принять меры в рамках муниципального жилищного контроля, мы также обращаемся в надзорные органы, в прокуратуру. Они очень большие штрафы могут выписать управляющей компании.
- Также в управляющих компаниях говорят, что они не могут ничего сделать во время дождя. Мол, протекает крыша, ждите, пока дождь перестанет идти. Однако юристы утверждают, что не важно — дождь, ночь, ураган, выходной день и так далее, УК обязаны моментально реагировать на обращения жильцов.
- Действительно, УК должна моментально выйти на место, посмотреть, что происходит. Если у нее не получается тут же устранить данную заявку и выполнить латочный ремонт или текущий ремонт, она должна обговорить с заявителем, с жителем сроки, когда все будет устранено. Диалог должен быть составлен.
- А если нет диалога?
- У нас есть Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС), можно позвонить им. Также есть администрации районов, там есть управления коммунального хозяйства, можно позвонить дежурному.
Также надо написать заявление, оставить копию себе. Если собираетесь требовать компенсацию и восстановление ремонта в квартире, то берите распечатку звонков.
Составляйте акт. Это досудебная практика. Направляйте претензию в УК. Нанимайте независимую экспертизу. Приглашайте соседей, которые засвидетельствуют повреждения в квартире, фотографируйте повреждения. Если УК ничего не устраняет, то взыскивайте деньги через суд.
Заставить УК сделать ремонт в квартире после того, как по ее вине протекла крыша, реально. Управляющая компания устранит все за свой счет до суда либо выложит копейку и плюс возместит моральный ущерб.
- Реальный случай, который произошел в Барнауле: УК проводила работы по ремонту крыши в дождь, и битум потек с пятого этажа на первый. Битумом залило стекла, балконы, лавочки, площадку перед подъездом и даже машины жильцов.
- Это является общедомовым имуществом, оно повреждено. Управляющая компания должна привести все в порядок.
- Что касается латочного ремонта кровли. Его производят только по заявкам? По крайней мере, в некоторых управляющих компаниях так и говорят.
- Управляющая компания обязана два раза в год проводить плановый осмотр. По результатам осмотра составляется план ремонта на год, после чего планы согласовываются с жителями. Если планы утверждены, то жители по договору управления должны отслеживать выполнение ремонта.
- Но давайте честно, не все управляющие компании так работают.
Юлия Куклина:
- Они обязаны так работать. У вас есть строчка в квитанции "содержание текущего ремонта", вы это оплачиваете. Это виды запланированной работы, и вы оплачиваете те работы, которые должны были быть утверждены решением собственников.
Сумма определяется решением собственников. Также если у вас подходят сроки поверки приборов учета, об этом знает только УК. Если подходит срок, то УК должна довести эту информацию до сведения жителей. И нельзя собрать отдельную плату, эти работы входят в перечень того, за что собственники и так платят.
- Если собственники не в курсе, куда идут деньги, которые они платят?
- Каждый год УК должна отчитываться перед собственниками о проделанной работе. Должна разместить информацию на сайте. Установлены сроки размещения. Это все входит в лицензионные требования. Прежде чем УК приступает к работе, ваш дом должны включить в реестр лицензии этой управляющей компании. Это лицензионное требование. За этим следит Государственная инспекция. Если вы вдруг зашли и не увидели этого отчета, то обязательно необходимо обратиться в Государственную инспекцию, и она в рамках лицензионного контроля проведет проверку.
Если нарушены условия договора, то дом могут исключить из списка лицензий данной управляющей компании.
- Если жильцы дома недовольны работой управляющей компании, что им делать? Искать механизмы воздействия и добиваться, чтобы УК выполняла свою работу? Или проще расторгнуть договор?
Роман Романов:
-Любой из собственников вправе инициировать общее собрание жильцов и принять решение о смене управляющей компании. Дальше надо уведомить УК за 30 дней. И в течение месяца она еще обязана обслуживать дом. Даже если вы уже исключены из реестра лицензий, а другую компанию еще не выбрали, то эта УК продолжает вас обслуживать, пока вы не перейдете в другую.
- Но опять же управляющие компании могут сказать: вас много, а мы одни. Это был очень популярный ответ зимой, когда жильцы многоквартирных домов звонили в свои УК и просили почистить придомовую территорию.
- Нет, управляющая компания не может таким аргументом оперировать. Но по уборке снега проводились рейды. Специалисты комитета и администрации районов на те нерадивые управляющие организации, которые не выполняли свои требования, составляли протоколы по 27-й статье Правил благоустройства. Порядка 92 тысяч штрафов были составлены комитетом.
- То есть, когда жильцам по поводу текущей крыши говорят, что вас много, а мы одни, это незаконно?
Юлия Куклина:
-Да, управляющая компания не имеет права так отвечать. Это предпринимательская деятельность, она обязана исполнять условия договора и выполнять все виды работ, которые предусмотрены законодательством.
- То есть, если у компании не хватает ресурсов, то это проблемы не собственников квартир?
- Нет, это проблемы управляющей компании.
- Проблемы УК, но страдают жильцы. Ну вот сейчас много где протекают крыши. А УК не может решить проблемы всех одновременно.
- Знаете, если управляющая компания не может своими силами решить вопрос, то она может заключить договор субподряда с другой организацией. Она может привлечь дополнительных работников и оплатить эти работы. Договор субподряда никто не отменял.
- Еще один "козырь" управляющих компаний при разговоре с жильцами: "В вашем доме есть неплательщики, и поэтому у нас нет ресурсов для ремонта кровли". При этом страдают те, кто исправно платит коммуналку.
- Управляющая компания обязана также принимать меры к неплательщикам. Если жильцы самостоятельно не платят, то обращаются к мировым судьям о взыскании сумм задолженности. УК должны предъявить документы о задолженности. И дальше решаются все вопросы. Это обязанность управляющей компании - работа с должниками.
- А какие обязанности есть у жильцов квартир?
Роман Романов:
– Все это прописано в договоре управления. Договор должен быть заключен с каждым собственником многоквартирного дома. В договор управления входит состав общего имущества дома, перечень работ по текущему ремонту либо еще какие-то услуги, порядок определения цены договора и порядок осуществления контроля за управляющей организацией и ее обязательствами.
Юлия Куклина:
- Раз нет договора - требуйте. Управляющая компания могла не передать его гражданам. Исполнение договора управления - это лицензионные требования. Это опять же к Государственной инспекции. Если его нет, то его необходимо получить. Если у граждан нет договора, то они и не понимают, что обязана делать УК, а что входит в обязанности собственника.
- Это нарушение, что у собственников нет договора на руках?
- Он обязан быть. А нарушение это или нет, если договора нет на руках, - здесь мы не можем дать правовую оценку.
- Как выбрать новую УК?
- На сайте Государственной инспекции есть рейтинг УК. Там есть очень много информации. Также есть сайт администрации Барнаула. Там граждане могут получить ответы на многие вопросы. Также есть сайт ГисЖКХ.
Сейчас очень много есть информации, ею необходимо правильно пользоваться.
На сайте города Барнаула в разделе ЖКХ есть рубрика "Вопрос-ответ". Там ответы на самые популярные вопросы от граждан.