Ваш ребенок может просто не вернуться домой: Андрей Мамаев о поиске детей
К сожалению, не редкость, когда в отделения полиции приносят заявления о пропавших без вести. Особенно страшно, когда речь идет о ребенке. О том, как предотвратить беду, что делать, если ребенок не пришел домой вовремя, и что необходимо объяснить детям про безопасность, рассказал в прямом эфире "Эхо Москвы" в Барнауле" руководитель поискового отряда "Лиза Алерт" в Алтайском крае Андрей Мамаев. Подробное интервью читайте на Amic.ru.
- Очень часто дети самостоятельно добираются до школы. И хорошо, если она рядом с домом. Но многим приходится ездить и через весь город, а это небезопасно. Я говорю не только о правильном пересечении дороги и безопасности движения.
- Это реалии нашей жизни. Не все родители имеют возможность доставлять детей в школу. Хотя есть рекомендации Следственного комитета: сопровождение несовершеннолетних до учебного заведения и встреча детей из школы. Но в жизни не всегда такое возможно.
Поэтому необходимо вести с ними хотя бы краткий инструктаж. И есть минимальные требования для безопасности детей. Они не такие сложные.
- Многие школьники учатся во вторую смену и возвращаются по темноте.
- Надо объяснить ребенку элементарные правила безопасности. Необходимо идти по освещенной стороне улицы, не заходить в подворотни, темные дворы. И есть требования, которые мы объясняем на уроках безопасности "Лизы Алерт": что делать, если ребенок стал объектом преступного посягательства.
Есть такой стереотип у детей, что взрослый всегда прав. По умолчанию. В случае, когда ребенок становится объектом нападения, необходимо объяснить, что можно, даже необходимо, кричать, кусаться и так далее, что в этом случае взрослый неправ и что тебе за это ничего не будет. Необходимо опять же объяснять, куда обращаться ребенку, если ему нужна помощь. Взять камень, разбить витрину, кричать: "Пожар!" Это элементарные вещи, но дети и этого не знают.
- Насколько тема поиска детей актуальна для нашего региона?
- К счастью, в нашем регионе не так часто происходят пропажи несовершеннолетних. Но тем не менее это случается. Чаще всего это как раз результат недостатка внимания со стороны взрослых.
- Вообще, наверное, не стоит говорить, что виноват ребенок.
- Да, это проблемы воспитания, проблемы предоставления излишней самостоятельности детям.
- Что такое "излишняя самостоятельность"?
- Это когда четырехлетний ребенок ходит один на речку.
- Простите, это уже не излишняя самостоятельность, это…
- ...преступная халатность. Тем не менее такие случаи были. И они, к сожалению, приводят к гибели детей.
Фото vk.com/la_altay
- Сегодня родители могут быть постоянно на связи с ребенком, звонить ему, писать сообщения. Однако телефон может сесть, школьник может задержаться, попасть в пробку или просто играть с одноклассниками и забыть про время. Когда начинать паниковать?
- Паниковать стоит сразу, я думаю. Если в течение получаса не удалось наладить связь с ребенком, то это уже повод серьезно забеспокоиться и начинать предпринимать какие-то действия. Не стоит ждать.
У нас очень часто происходит так, что обращения поступают в то время, когда начинает темнеть, смеркаться, когда все разумные сроки пребывания на улице или у друзей вышли, и в это время родители начинают беспокоиться. Это неправильно. Ребенок может попасть в беду не обязательно вечером или ночью. Это может случиться и днем.
- Провалился в люк, попал под машину, стало плохо?
- Да, ухудшилось состояние здоровья, например. Никто от этого не застрахован. Поэтому лучше перестраховаться. И необходимо выполнить четкий порядок действий.
- Что надо предпринять родителям?
- В обязательном порядке, во-первых, обратиться в полицию. То, что надо подождать трое суток, - это неправда. Заявление полицейские обязаны принять незамедлительно. Необходимо точное описание одежды ребенка, в которой он вышел из дома.
Необходима самая актуальная фотография и моментальное обращение в волонтерские организации. Будем реалистами: у нас ресурсы государственных структур ограничены. У них тоже много работы. Ни в коем случае не умаляю их заслуги.
- Чем больше людей примет участие в поиске, тем лучше.
- Да, совершенно верно. Полиция довольно быстро реагирует на заявление, что ребенок час не выходит на связь. Дело в том, что у них тоже ограничены ресурсы. Как правило, после подачи заявления этим делом начинает заниматься один человек. Один. Мы можем в течение получаса после обращения о пропаже несовершеннолетнего до 12 лет выставить порядка 30 человек и порядка 4-5 автомобилей.
- В группе "Лиза Алерт" в социальных сетях регулярно появляются посты о пропаже человека. У вас немало подписчиков, каждый из них может стать волонтером?
- Абсолютно каждый дееспособный гражданин может стать волонтером "Лизы Алерт". Для этого необходимо позвонить по телефону горячей линии 8 800 700 54 52, и оператор объяснит, как это сделать.
- Хватает в Алтайском крае волонтеров?
- Да нет, конечно, не хватает.
Фото vk.com/la_altay
- Сколько сегодня человек уже стали волонтерами "Лизы Алерт" в нашем регионе?
- Допустим, если брать открытую группу во "ВКонтакте", куда может вступить любой человек, то это 13,5 тыс. человек. В закрытой группе, то есть в рабочей группе поисково-спасательного отряда "Лизы Алерт", у нас всего 60 человек.
- То есть много потенциальных помощников. А по факту людей мало.
- Есть люди сочувствующие, а есть те, кто что-то хочет делать.
- Но когда необходима срочная помощь, то люди все же откликаются. Страшный пример, когда в спортивном лагере пропал Данил Ченцов. Мальчика искали сотни людей.
- Есть определенные категории поисков, которые мы ставим в приоритет. Это несовершеннолетние до 12 лет, это природная среда. Когда такие поиски возникают и мы видим, что поиски будут вестись на большой территории, мы в интернет-ресурсы кидаем клич, что нам необходимы люди.
В этом случае волонтеры "Лизы Алерт", которые имеют необходимую подготовку для проведения поисковых мероприятий, выступают старшими, а те, кто приходит на помощь, выступают в роли поисковиков. Нам важен каждый человек. Единственное, что у вас должно быть, чтобы помочь, – это ноги и глаза.
- Если говорить про естественную среду, то насколько опасна ситуация, когда ребенок пропадает, скажем, в лесу или поле?
- Дело в том, что современный человек не приспособлен для выживания в естественной среде. У нас были такие случаи в этом году (в других регионах), когда маленькие дети в течение трех-четырех суток выживали в природной среде. Но это исключение.
Как правило, после суток пребывания в природной среде вероятность нахождения человека живым падает на 90%. То есть третьи сутки - это чудо. Это обезвоживание, слабость, утрата концентрации внимания, природные ловушки – овраги, болота.
- Стоит использовать браслеты или часы с GPS?
- Когда возникает вопрос, стоит или не стоит их использовать, здесь надо людям задать себе другой вопрос: сколько стоит ваше спокойствие? Часики стоят 2,5 тысячи рублей примерно. Когда ребенок снимает их с руки, родителю приходит сигнал на сотовый телефон.
И практически на любом смартфоне можно установить программу, которая будет показывать, где находится в настоящее время ребенок. Мы всем рекомендуем их использовать.
- Про "Лизу Алерт" в Алтайском крае знают? Звонят сразу, когда пришла беда? Или все же обращаются тогда, когда время упущено?
- Мы всячески пытаемся рассказать про нашу организацию, что мы существуем, что мы готовы помогать. Но, к сожалению, этого недостаточно. Люди, которые даже знают про нас, не всегда к нам обращаются.
- Почему так происходит?
- Я не знаю. Это психология. Даже в полицию люди не сразу идут, потому что они когда-то слышали про трое суток, вот и не идут.
- К вам наверняка поступает много звонков. Как вы понимаете, что это та самая история?
- Мы беремся за все поиски. Единственное, когда мы можем отказать в поиске, – это в случае так называемой утраты родственной связи. Это ситуация, когда мама с папой развелись, но не лишены родительских прав, и один из них взял ребенка без спроса. И к нам поступает заявка на поиск. Но выясняется, что это мама и папа, и они оба имеют на него права. И в этом случае мы просто бессильны. Люди должны выяснять отношения в суде, а они привлекают нас.
- Волонтеры "Лизы Алерт" не принимают помощь в виде денег.
- Да, мы не принимаем помощь в виде денежных средств. Допустим, когда после поиска родственники человека, которого мы спасли, хотят выразить благодарность, они могут купить бумагу или батарейки. Только таким образом.
Фото vk.com/la_altay
Есть организации, которые оказывают нам помощь, и за это им большое спасибо. Кто-то печатает ориентировки или раздаточные материалы, кто-то оказывает помощь бумагой. Когда в апреле этого года мы искали Диму Попова, у нас ушло около трех тысяч ориентировок.
- Помним еще одну трагедию, когда пропала девочка из Новоалтайска - Ксения Бокова. "Лиза Алерт" ведет поиск только первое время, или сегодня вы занимаетесь поиском ребенка?
- Смотрите, если брать конкретно хронологию каждого поиска, то поступает заявка, мы ее начинаем отрабатывать. Если мы видим, что необходимы активные поисковые мероприятия, то мы собираем волонтеров, выезжаем на место. Но люди не роботы. Они не могут несколько месяцев искать. После комплекса поисковых мероприятий мы смотрим на результат. Если результата нет, то у нас статус поиска переходит в инфопоиск. Но поиск никогда не останавливается.
Инфопоиск - это максимальное насыщение информацией интернет-ресурсов. И мы начинаем отслеживать поступающие свидетельства.
Как только мы видим, что поступила информация, которая требует отработки, мы опять собираем волонтеров, выезжаем на место и начинаем активно работать. Но он не останавливается.
- Часто приходит СМС-сообщение, что нужна помощь. Вы собираетесь и выезжаете?
- По-разному. Было такое, что в течение восьми дней было 15 заявок. Каждый поиск индивидуален. Бывало, что к нам обращались в августе, а человек пропал в июне. Ну куда тут ехать? Где его искать?.. Это уже инфопоиск.
- Мы сегодня говорим в первую очередь о безопасности детей. Как научить ребенка, как донести до него и не напугать при этом, что безопасность - это главное. Чему необходимо научить детей?
- Необходимо с ребенком поговорить. Это страшно звучит, но ему необходимо объяснить, что при определенных моментах он может просто вообще не вернуться домой. Поэтому необходимо выучить адрес, телефоны родителей. Если это дается сложно, то надо сделать бейджик, прикрепить куда-нибудь, чтобы он подошел к полицейскому, к охраннику в магазине, показал бумажку и сказал: "Я потерялся, мне нужна помощь". Как минимум этого будет достаточно, чтобы о ребенке сообщили и он вернулся домой.
- Бывает, когда дети из, скажем так, неблагополучных семей сами уходили из дома и родители неоднократно к вам обращались?
- Регулярно происходит такое. Такая категория потеряшек - "бегунки". Если такое происходит несколько раз, то, скорее всего, мы заявку не возьмем, потому что мы уже знаем точно, где находится подросток.
"Лиза Алерт" — общероссийский общественный поисковый отряд, который оказывает помощь в поиске пропавших без вести людей. Волонтеры делают это бесплатно, на общественных началах. Постоянного стороннего финансирования отряд не имеет, только средства самих активистов и пожертвования. Отряд назван в честь Лизы Фомкиной, пропавшей в лесу в Московской области пять лет назад. Ее нашли силами сотен волонтеров на десятый день. Девочка умерла от переохлаждения за сутки до этого.