Сам дурак: политсилы схлестнулись по досрочному голосованию в Барнауле
Любопытный спор по поводу досрочного голосования вышел на круглом столе, организованном движением в защиту прав избирателей "Голос" в Барнауле несколько дней назад. Круглый стол был посвящен выборам в Алтайском крае в целом, но всё обсуждение велось вокруг самой актуальной темы этого предвыборного сезона в регионе — досрочного голосования. На встречу, что интересно, пришли представители всех основных политических партий.
Спор вышел настоящий и от души. Одни политики уверяли, что досрочное голосование используется в столице региона как предвыборная технология для привлечения сторонников "Единой России". Другие укоряли оппозицию за политическую слабость и пустые обвинения.
Кто против?
Член Алтайского краевого избиркома от КПРФ Андрей Кривов сообщил о некотором наплыве предприятий с непрерывным рабочим циклом, которые, по сути, таковыми не являются. Например, Крайсовпроф, барнаульский лицей. Предприятие непрерывного цикла работы — это отличная уважительная причина для досрочного голосования. Но неужели алтайские профсоюзы и работники лицея заняты по субботам с 8 утра до 20 часов вечера, задает риторический вопрос Кривов.
Секретарь бюро регионального отделения партии "Справедливая Россия" Владислав Вакаев и вовсе заявил, что, по его оценкам, "до 50% избирателей Барнаула охвачено приводом". Проверенных фактов он не предоставил, но заявил, что имеет информацию о склонении к "досрочке" работников нескольких горбольниц, детсадов, школ, одного МУПа.
"Думаю, будет аномально высокая досрочка. Мы сейчас с коллегами из оппозиционных партий решаем провести демарш", - подчеркнул Вакаев.
Глава алтайского "Яблока" Александр Гончаренко убежден, что партия большинства и власти "сушит явку" 10 сентября и набирает свой процент за счет досрочного голосования. По некоторым оценкам, "досрочка" в Барнауле может составить около 10%. Это много и может быть показательным.
Кто за?
Политтехнолог местной "Единой России" Константин Малышев не считает досрочное голосование негативным событием избирательной кампании.
"Единая Россия" информирует своих сторонников о такой возможности, но мы не проводим каких-то специальных мероприятий по этому поводу. И никто их не принуждает голосовать за определенную партию. У меня фактов нет. А если у вас есть факты, так почему не обращаетесь в компетентные органы?" — сказал он.
Малышев высказал ключевую мысль обсуждения — кто не дает партиям, обвиняющим "Единую Россию" и власти, поставить на участки для досрочного голосования своих наблюдателей.
"Нет возможности завоевать свой электорат — ваши проблемы", - добавил политтехнолог.
Эту мысль поддерживает и депутат Алтайского краевого Заксобрания от ЛДПР Евгения Боровикова.
"Они работают на свой электорат. Но и вы ищите свой электорат", - сказала Боровикова.
Политтехнолог Андрей Некрасов высказал свое несогласие напрямую представителю партии "Яблоко": "У вас нет представителей в избиркоме, отсюда ваши слухи о фальсификациях. Вопрос к системной работе партии".
Еще один политтехнолог Константин Лукин смотрит на вопрос под другим углом."Закон о выборах меняется в России каждый год. И к каждому закону можно подобрать технологии. Все зависит от того, как участники процесса работают, особенно до начала кампании. В Барнауле кампании просто нет, за власть никто не бьется. В Бийске же (второй по численности город в Алтайском крае — прим.ред.) работает каждый одномандатник от любой партии, город заклеен и завален листовками", — подчеркнул Лукин.
Читайте также: Избирком не нашел нарушений в агитации барнаульской "Единой России"
Уже неоднократно по этому поводу высказывалась глава краевого Избиркома Ирина Акимова (на самом круглом столе ее не было).
По словам Акимовой, досрочное голосование — это дополнительная гарантия избирательных прав граждан, которая неоднократно применялась на выборах различного уровня, в том числе и в Алтайском крае.
"Процедура детально регламентирована избирательным законодательством и максимально прозрачна. Организовано дежурство членов участковых комиссий с правом решающего голоса, будут присутствовать члены комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели. Участковыми комиссиями будет обеспечена тайна волеизъявления избирателя, каждый голос будет учтен", - сказала она (комментарий размещен на сайте избиркома).
Позиция эксперта
Пожалуй, главным экспертом в этой беседе выступил руководитель Экспертно-консультационной группы при председателе Центральной избирательной комиссии РФ Андрей Бузин. Он приехал из Москвы специально на это мероприятие.
Читайте также: Где доказательства: выборные жалобы на Алтае требуют подкрепить фактами
Так вот, Андрей Бузин пояснил, что привод на досрочное голосование — это технология, но она не является противозаконной.
"Да, это нарушение принципов выборов. Да, это политтехнологический прием. Но к нему прибегают не только власти, есть примеры и по другим партиям, и по отдельным кандидатам. При этом там, где был отдельный подсчет по участкам по "досрочке" (имеет в виду по стране — прим.ред.), почти всегда голосуют за кандидата от власти", — сказал эксперт.
Также он подчеркивает: в основном в регионах России досрочка проводится в территориальных избирательных комиссиях. А вот в Алтайском крае по региональному закону — в участковых комиссиях. ТИКов в регионе пять, а УИКов — 251. Поставить на 10 суток на каждый участок наблюдателей почти нереально, признают в оппозиционных партиях. Просто нет столько ресурсов. Это к вопросу о возможности оппозиции контролировать все участки.