Непростое время для вуза: интервью с главой "политеха" Андреем Марковым

Исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков об аккредитации, зарплатах, целях и о возможном статусе опорного вуза

Год без руководителя. В мае 2016-го в Алтайском государственном техническом университете уволили ректора. С этого момента должность оставалась вакантной. Назначить главу "политеха" хотели до начала учебного года, однако Министерство образования не согласовывало кандидатов.

Но 1 августа 2017 года прошла встреча министра образования и науки Ольги Васильевой с заведующим кафедрой технологии машиностроения АлтГТУ Андреем Марковым. Уже 16 августа Андрей Михайлович приступил к обязанностям исполняющего обязанности ректора вуза.

О векторе развития технического университета, предстоящих выборах ректора, сложностях работы, поставленных задачах и разговоре с министром Минобрнауки Андрей Марков рассказал в прямом эфире "Эхо Москвы в Барнауле". Подробное интервью читайте на Amic.ru.

Беседовала Татьяна Гладкова.

- Андрей Михайлович, с мая прошлого года должность ректора Алтайского технического университета оставалось вакантной. В каком состоянии вам достался вуз?

- Действительно, 16 августа я приступил к обязанностям исполняющего обязанности ректора "политеха". До этого исполнял обязанности профессор Андрей Максименко. В министерстве решили, что необходимо сделать ротацию. Наш университет - это такая, простите, махина, которую остановить довольно трудно. Или даже невозможно.

У нас очень хорошо прошла приемная кампания. Практически мы заполнили бюджетные места. И накануне на заседании приемной комиссии мы уже зачисляли ребят, которые идут на внебюджетные формы обучения, и тех, кто зачислялся в магистратуру.

- Какие задачи стоят сегодня перед вузом в первую очередь?

- В первую очередь надо завершить набор. У нас нет еще зачисления на заочный факультет. Мы сегодня ему уделяем особое внимание. Также мы готовимся к 1 сентября. Десять тысяч наших студентов вернутся в аудитории. Как начнем учебный год, так его и продолжим. Также важная задача - создание опорного вуза. Я поеду в министерство, буду разговаривать, смотреть и оценивать перспективы. Безусловно, мы будем участвовать в конкурсе. И я надеюсь на помощь нашего региона и наших депутатов Госдумы от Алтайского края. С ними установлены рабочие связи, которыми мы будем пользоваться.

- Что даст статус опорного вуза "политеху"?

- Изначально это было выделение дополнительных средств. Это очень, конечно, хорошо. Но это не самое главное. Там не такие великие деньги выделяются. И, насколько я знаю, наши коллеги, Алтайский классический университет, дополнительных средств так и не получили. Но здесь важен факт - региональный опорный вуз. Это даст нам возможность участвовать в программах, которые привлекут средства. В первую очередь это программы Министерства образования, Министерства промышленности и так далее.

Это престиж вуза. Нам необходимо юридически закрепить то, что есть на самом деле.

- Но при создании опорных вузов должно сократиться количество университетов...

- Была такая тенденция, чтобы региональный опорный вуз создавался, например, путем слияния. Но здесь надо понимать, что для региона важнее: будет один крупный вуз или несколько сильных. Я считаю, что несколько сильных - это лучше. И это тоже нормально. Если будет два таких университета, то нам места хватит.

- Не секрет, что вашу кандидатуру поддержал губернатор Алтайского края Александр Карлин.

- С Александром Богдановичем у нас была встреча, когда я избирался на пост исполнительного директора Союза промышленников Алтайского края. Я занимаю эту должность четыре месяца. При этом остаюсь в АлтГТУ на должности заведующего кафедрой технологии машиностроения.

Могу только предположить, что моя кандидатура была рекомендована по той причине, что я достаточно давно занимаюсь связями с предприятиями.

Практически все промышленные предприятия региона мне знакомы. Также я знаком со всеми директорами, мне известны проблемы предприятий. А предприятия знают проблемы вуза. Думаю, что знание жизни университета (три года я работал проректором, три года – деканом факультета) и знание промышленности и определило то решение о поддержке моей кандидатуры в качестве исполняющего обязанности ректора вуза.

- Тем более что тема поддержки машиностроения и предпринимательства сегодня в нашем крае одна из приоритетных.

- Действительно, это так. Считается, что Алтайский край - это только аграрный край. Но это еще и край аграрного машиностроения, край химпроизводства, точного машиностроения, биофармацевтики. То есть весь набор специальностей, которые есть в вузе, – это то, что требуется нашему региону. Технический университет не стал опорным вузом. Это большая стратегическая потеря для нас.

- Но еще же будет шанс в следующем году.

- Да, шанс будет. Здесь вот де-юре и де-факто. Вот де-факто как раз мы и являемся региональным опорным вузом. Мы - кузница кадров для Алтайского края. Мы с уважением относимся к Алтайскому государственному университету. Я всегда считаю, что мы должны идти вместе, потому что именно работа в тандеме даст возможность решать очень важные задачи для всего региона и СФО в целом. И только в единении наша сила.

- Андрей Михайлович, как прошла встреча с министром образования и науки России?

- Действительно, 1 августа я встречался с Ольгой Юрьевной Васильевой. Могу сказать, что этот человек очень хорошо знает проблемы высшего образования в стране, проблемы страны, и это человек действительно государственного уровня. Встреча длилась не так долго, где-то минут 20. Мы поговорили о текущем состоянии университета. И, самое главное, не столько о том, что происходит сейчас, а о тех перспективах, которые следует ожидать от вуза. Мы сошлись в понимании того, что развитие технического университета должно быть тесно связано с предприятиями. Это тема базовых кафедр, тема попечительского совета, тема совместных исследований с предприятиями и другими вузами.

- Много ли предприятий, с которыми сотрудничает "политех"?

- Да, практически все предприятия края готовы принимать наших студентов. Конечно, уже ушли те времена, когда 100 человек легко распределялись на практику. Но тогда и предприятия были большие, тогда и другой тип производства был. Сейчас изменились тенденции развития промышленности и техники. Сейчас совершенно другое оборудование. Нет автоматических линий. Есть станки с числовым программным управлением, которые позволяют быстро перестраиваться.

Так что и студентов уж не надо по 100 человек на одно предприятие. Распределение на практику идет довольно точечно. Надо отдать должное руководителям предприятий, они стали понимать: без их участия не получится хороший специалист. Он получится только тогда, когда они со своей стороны будут ставить задачи. Но здесь надо опять же понимать, что нельзя производить специалистов только по заказу предприятия. У предприятия заказ сейчас, а вуз выпустит студентов через лет пять. У вуза задача прогнозирования, вуз должен знать, куда пойдет развитие. То есть уже сейчас, набирая студентов, мы должны четко знать, что будет через два года, через четыре, через десять лет.

Вуз - генератор идей и двигатель прогресса.

- Год назад был ряд нарушений, связанных с недостаточными темпами повышения заработных плат преподавателей, а также несвоевременностью получения государственной аккредитации. Это стало причиной увольнения ректора. Сегодня эти проблемы существуют?

- Мы выполняем дорожную карту. Насколько я помню, за 2016 год средняя заработная плата в вузе должна быть не менее 150% по региону. У нас этот показатель выполняется более чем (165%). На этот год есть все возможности выполнить показатель 175%. Здесь больших сложностей я не вижу.

Другое дело, что, согласно той же дорожной карте, необходимо обеспечить соотношение количества преподавателей и студентов. Это соотношение идет в сторону уменьшения количества преподавателей. А это ценные кадры. Здесь надо понимать, куда применить эти кадры. С другой стороны, высвобождаются преподаватели для ведения научных исследований. По зарплате мы точно не просядем, так же, как и выполним показатель количества студентов на одного преподавателя.

Что касается аккредитации. Мы прошли аккредитацию. Дело в том, что процедура в этот раз прошла не так гладко. Сейчас путь этот пройден. Думаю, что опасности уже нет. У нас стоит задача аккредитовать те направления, которые были ее лишены. Например, магистратура по экономике. Это очень важно для нас. Думаю, что все получится. Не знаю насчет туризма, это была потеря для нас. Мы действительно готовили хороших специалистов.

- А что касается туризма, будете возвращать это направление?

- Давайте мы решим вопрос с экономикой, а потом коснемся туризма.

- Многие считают, что интриги в том, кто станет ректором, уже нет.

- Слово "интрига" тут не подходит. Это серьезное мероприятие. Ректор берет на себя обязательства перед коллективом. Коллектив вверяет себя в руки руководителя.

Одна из тем, которая затрагивалась в разговоре с министром Ольгой Васильевой, - это то, что вуз уже год без руководителя. Это очень плохо, когда нет постоянного руководителя. То есть получается, что есть некая неопределенность. Необходимо решать, когда эти выборы состоятся. А интрига, если можно назвать это интригой… Ничего не решено. Есть процедура выборов, безусловно, она будет выполняться. Из Министерства образования, надеемся, в скором времени придет письмо, где будет написано: "Начать процедуру выборов".

Процедура выборов прописана в законе. Создается специальная комиссия, выдвигаются кандидаты на пост ректора. Дальше они рассматриваются на ученом совете. Опять же, люди не просто так выдвигаются. К ним есть определенные требования - по стажу, по квалификации, образованию, дополнительному образованию. Далее кандидатуры проходят отбор в Министерстве образования. У них свои требования к кандидатам. И потом те, кого рекомендует министерство, участвуют в выборах. Так что ничего не предопределено.

- Вы сказали: "Плохо, что вуз год работал без руководителя". Сегодня не самое простое время для университета. Есть уже видение, как будет развиваться "политех"? Тем более вы отметили, что задача как раз в том и состоит: предугадать, что будет через два, четыре года и десять лет?

- Я скажу, что и сейчас вуз находится с временным исполняющим обязанности ректора. Я не тот человек, который уже вступил в должность. Но кто бы ни был на этом посту, надо понимать, что развитие университета невозможно (я уже об этом не раз говорил) без развития региона.

У нас есть стратегическая программа развития края. Думаю, что будет в ближайшее время принята программа стратегического развития университета. Она будет вынесена на всенародное рассмотрение. Утвердим программу у попечительского совета и приступим к ее реализации. Главная наша задача - готовить хороших специалистов. Без кадров не обойтись.

Надо определить, какие кадры нужны. Второе: наука и инновации. Нам нужны научные продукты, которые мы можем представить нашим предприятиям. То, что им действительно надо. Третье направление - это международная деятельность.

Еще момент: факультеты наши, как это ни странно звучит, не всегда заинтересованы в конечном результате. Набрали много студентов. А для чего набрали? Чтобы наработаться или чтобы развивать свои подразделения? С этим тоже надо разбираться. Факультеты должны стать более самостоятельными. Должна появиться ответственность за те средства, которые они зарабатывают, и те средства, которые они могут тратить. И здесь надо понимать, что вузу выделяются деньги и эти деньги немалые. Но как рационально их использовать? Эти деньги должны приносить новые деньги. Здесь я уже говорю с точки зрения промышленности, если рассматривать наш университет как предприятие.

- Международная деятельность - это отдельный момент. С кем сегодня сотрудничает университет?

- Я считаю, что Алтайский государственный технический университет - это международный университет. Здесь направление такое: более 600 студентов-иностранцев учатся у нас в вузе. Это немало. Также наши студенты по программе двойных дипломов проходят обучение в других государствах. Такое сотрудничество идет с Китаем. Уже было несколько выпусков.

Правда, не все эти студенты останутся в России. Но это тоже не так плохо. Они все равно вернутся. Это наш престиж, скажем даже, наша инвестиция. То же самое касается иностранных студентов, которые приезжают к нам.

Необходимо расширять границы. И мы будем этим заниматься. У нас не прервались связи с европейскими странами. Наши сыроделы, виноделы ездили на обучение в Европу. Я думаю, что мы будем продолжать работать в этом направлении. Нам есть что показать европейцам, нам есть чему у них поучиться. Европа - это замечательно. Но мы находимся все же ближе к востоку. Несколько лет назад был создан совет ректоров Большого Алтая. И в этом направлении работа продолжается.

Сегодня я бы выделил три главных момента в развитии вуза: учеба, международная деятельность и наука. Это три кита, на которых держится обучение.

Читайте полную версию на сайте