Как "попасть в кино" и можно ли на этом заработать: личный опыт журналиста
Жить в Москве и сниматься в кино, пожалуй, самая заветная мечта миллионов подростков. Потом подросток взрослеет и первый подсмеивается над своими фантазиями. Но, как это водится, у некоторых избранных мечты сбываются. Барнаульский журналист Дмитрий Федяев, перебравшийся в Москву, снялся во многих российских сериалах. В их числе: "Прокурорская проверка", "След", "Свидетели", "Склифосовский" и другие. Дмитрий рассказал Amic.ru, как "попасть в кино", можно ли на этом заработать, а также о закулисье российских сериалов и телепрограмм.
Кастовая принадлежность
Корр.: Дмитрий, в скольких фильмах вы все-таки снялись и в каких?
Д.Ф.: Снимался во многих сериалах, не могу сказать точное количество. А названия не то чтобы не помню, просто даже не знаю – картина ведь снимается под рабочим названием. А выходит на экраны она обычно под другим. И, как правило, это название, так же как и время выхода в эфир, эпизодическим актерам никто не говорит. Так, случайно наткнешься по телевизору, или кто из знакомых скажет: "Я тебя видел!"
Корр.: А когда вы начали сниматься? И как вообще попасть на съемочную площадку?
Д.Ф.: Начал сниматься в 2010 году в массовке. Тогда за смену платили 600-700 рублей. Есть сайты массовки – массовка.ру и другие, где опубликованы предложения для желающих сняться в массовых сценах, приглашения на кастинги и прочее. Смотришь, регистрируешься, выбираешь - и в путь.
Корр.: А что, разве туда берут всех без разбора?
Д.Ф.: Когда массовые съемки, то да – без разбора. Главное, чтобы не было запаха перегара, ну и внешний вид соответствующий. Для каких-то сцен есть ограничения. Например, требуются два санитара: рост 180 см, 52-й размер. Строгий отбор, например, охранников: там рост не менее 190 см, спортивная фигура и пр.
Корр.: Для вас эти съемки – способ заработать или больше для души?
Д.Ф.: Знаете, это частично подработка, но больше все-таки для души. Это возможность получить особый драйв, который дает тебе только съемочная площадка. Массовка – вообще особый мир. Многие ходят сюда годами.
Корр.: И что их привлекает? Только драйв?
Д.Ф.: И драйв. А еще живые деньги. Платят от 700 рублей за съемку. Отснялся, ушел, тут же записался на другой проект. Ночная съемка дороже. Не в два, конечно, раза, но дороже.
Корр.: Но вы-то уже не играете в массовке. Так сказать, на другом уровне...
Д.Ф.: Ну да. Каждый ведь мечтает о карьерном росте, чтобы сыграть что-то интереснее, привлекательнее (смеется - прим. редакции). Второй уровень "актера с улицы" – это эпизодические съемки. Но тут надо сразу понимать, что перепрыгнуть "массовочную ступень" удается немногим. Хотя, опять же, многое зависит от степени наглости. Так вот, второй уровень... Есть у киношников такое понятие, как "групповка", когда ты что-то произносишь в кадре. Я попал на массовку в мае, а уже в сентябре играл в эпизоде прораба с пилой. Это уже другие деньги и другое отношение.
Корр.: Другое отношение? Чье?
Д.Ф.: Всех, кто участвует в работе над сериалом! Как это происходит: ты приходишь сниматься в кино, на площадке стоит автобус для актеров, костюмерная, гримерная – всего машин семь. И, например, два стола. Там сушки, чай, кофе... Так вот, для массовки стоит дешевый кофе. На столе у группы - побогаче. Если ты попал в групповые, ты уже другая каста. Ты сидишь за другим столом, ты можешь в свой кофе добавить сливки, ты можешь даже пообедать. А вот массовку обедом не кормят.
Корр.: И как вы попали в эту касту?
Д.Ф.: Я познакомился с режиссером. Тот сказал, что ему понравился мой типаж. Спросил, работаю ли я с текстом. Конечно, я могу работать с текстом - моя основная работа связана с текстом! В общем, все получилось на личных связях.
Фото из семейного архива Дмитрия Федяева
Мечта неофита
Корр.: А после "группы" для актера какой уровень следующий?
Д.Ф.: Следующая ступень - это роль второго плана. Они тоже бывают разные. Мне посчастливилось попасть на "сквозняк". То есть это сквозная роль: ты из серии в серию играешь какого-то персонажа. Я играл серий пять эксперта-криминалиста в милицейском сериале. "Сквозняк" – это голубая мечта неофитов. Жизнь на съемочной площадке для них на порядок интереснее.
Корр.: Неофитов? А это еще кто?
Д.Ф.: Все так обычно новичков называют...
Корр.: Переходим на следующий уровень.
Д.Ф.: Так вот, следующий уровень - это расширенная роль второго плана. Попасть на роль первого плана без образования нельзя… Либо это очень большая удача. Но при мне такого не было.
Корр.: А получить образование не хотите?
Д.Ф.: Да вот все еще пока думаю, нужно ли мне это.
Корр.: То есть на личных связях вы сыграли у одного режиссера, а дальше что? Вас заметили другие и стали приглашать в свои фильмы?
Д.Ф.: Есть много актерских баз. И когда ты попадаешь в эту нишу, к тебе возникает интерес. Киностудий много. Чтобы выделиться на фоне других таких же актеров и как-то проявить себя, лучше сделать видеовизитку, чтобы показать себя с наиболее выгодных сторон. Я, например, читаю басню на французском языке, а еще изображаю чиновника: меня же обычно приглашают на роли в полицейские сериалы, вот я и показываю себя с другой стороны, так сказать. Существуют кастинги, куда тебя приглашают. Но тут надо понимать, что на кастинг приходят ребята определенных параметров. Много похожих на тебя — рост, телосложение, возраст. Ну, и тут уже зависит от тебя – понравишься ты режиссеру или нет. Что касается меня, то на героя-любовника я не тяну (Смеется - прим. редакции). Чаще зовут играть в криминальные сериалы, иногда в исторические военные фильмы.
Корр.: Съемки проходят только в Москве?
Д.Ф.: Нет. Приходилось ездить и в другие города: Кострому, Ярославль. Например, снимался в "групповке" в проекте "Декабристка". Сначала съемки проходили в Москве, где мы, заключённые сталинских времён, мылись в бане. А вот уже потом продолжение фильма пришлось снимать в Сыктывкаре.
Корр.: И как вас отпускают на основной работе?
Д.Ф.: Поскольку я фрилансер, то имею возможность подстраивать свой рабочий график под съемки.
Корр.: А семья как к вашему увлечению относится?
Д.Ф.: Семья нормально относится, но, честно говоря, кино с моим участием специально не ищут. Первая, кто позвонил с восклицанием "Я тебя в кино видела!", была одногруппница.
Корр.: А с вами в кино не снимаются?
Д.Ф.: А знаете, порой приходится (Смеется). Как-то в передаче "Дорожные драмы" - сейчас она закрыта - мы играли вместе с моим сыном. Роли у нас тоже были отца и сына, а потому сыграли легко: всё-таки родственное взаимопонимание никуда не денешь. (Смеется). Я играл водителя, а сын практически изображал самого себя - молодого паренька, увлечённого компьютерами. И даже имя по роли у него совпало с его собственным. Кстати, в конце съёмок мы даже взяли на себя несвойственные режиссёрские функции и поправляли нашу киношную "маму"...
Пресса не врет
Корр.: С кем-то из известных артистов приходилось работать на съемочной площадке?
Д.Ф.: Да, многих видел. Гармаш, например, в кино брутальный такой, а в жизни очень вежливый и приятный человек. Встречал Майкова, Ирину Розанову — вот она настоящая гранд-дама! Гарика Сукачева, да многих артистов.
Корр.: И как они себя ведут?
Д.Ф.: Как? Да так же, как про них пресса пишет! Если пишут, что кто-то пьяный, так он действительно на съемочной площадке вечно под "допингом". Кто-то без мата слова не скажет. Фамилии по понятным причинам называть не буду.
Корр.: То есть пресса не врет?
Д.Ф.: В этом случае пресса не врет… (Смеется)
Корр.: После съемок в сериалах какое у вас к ним отношение?
Д.Ф.: Если честно, то больше половины - откровенная туфта. А вот сниматься в исторических фильмах интересно. Недавно снимали картину под рабочим названием "Кровавая барыня" про жестокую помещицу Салтычиху, ее играет Юлия Снигирь. А я подошел на роль гвардейца. Я посмотрел сценарий, как ведущие актеры играют, и мне действительно было интересно. Интересен язык, потому что там герои говорят языком 18-го века. Ну и сюжет тоже по-настоящему мне понравился. Работа серьезная над этим фильмом.
Интересно играть в фильмах про войну. Там макеты оружия того времени, обмундирование и прочее. Я играл летчика-лейтенанта в фильме "Суровые времена", хотя на экраны он может выйти под другим названием. У моего героя были нашивки на гимнастерке, медали. Так вот, нашивки, например, разные: за легкое ранение – желтая, за тяжелое – красная. И располагаться они должны четко в положенном месте. Ни на сантиметр в сторону. Так там специальный человек собирал информацию, консультировался и по миллиметру выверял полоски на моей гимнастерке. Серьезное отношение к таким фактам.
Фото из семейного архива Дмитрия Федяева
Корр.: Раскройте еще один секрет. Очень многие верят, что в ТВ-программах и ток-шоу участвуют реальные люди. Это на самом деле так?
Д.Ф.: Да нет, конечно! Все это постановки. Мне приходилось участвовать и в таких передачах. Тут, кстати, тоже есть градация. Самый низший уровень - это "хлопушки": люди, которые сидят в зале и аплодируют по команде. Сидеть надо долго, а оплата всего 700 рублей. Есть роли "героев" и "главных героев", например, в программе "Час суда". Мне довелось там играть. Съемки были два дня. Первый день – вроде как предыстория, когда я веду девушку в гостиницу. Второй день – сама программа с заседанием суда. За участие в ней я получил целых 8 000 рублей.
Прожить можно
Корр.: Дмитрий, давайте теперь про самое животрепещущее поговорим – про деньги. Можно ли прожить, зарабатывая на съемках в массовке и эпизодах?
Д.Ф.: Давайте посчитаем. Вот приехали вы в Москву. Устроиться пока некуда. Сняли какую-нибудь недорогую комнату за 12 тысяч рублей в месяц. Вышли на сайт, например, массовка.ру или другие - их очень много. Разместили свое фото. И вот вас зовут. Примерный заработок - 1000-1500 рублей за ночную смену. То есть считаем: пять ночей в месяц – и вы заработали 7500 рублей. Если вы еще снимаетесь днем — 20 дней, это уже 16-17 тысяч рублей. Вот уже у вас по итогам месяца 25 тысяч рублей. Если принимают на эпизодическую роль, то это совсем хорошо: она уже подстроена именно под тебя. Съемки в эпизоде – от 3 тысяч рублей. Самое большое, что я за раз зарабатывал, – это 15 000 рублей. И играл гопника (Смеется). В парке парень поссорился с девушкой и ушел. А я на нее нападаю. В этот момент парень возвращается и меня вырубает. Поскольку падать пришлось по-настоящему, это считается уже каскадерским трюком. И за это отдельные деньги. Плюс съемки были ночью, и дается 1000 рублей на такси.
Корр.: А сколько времени занимают съемки в массовке?
Д.Ф.: Массовка – другое дело. Вообще, смена длится 12 часов. Но могут быть варианты: одна сцена, например. Ты пришел и через час свободен.
Корр.: Слушайте, как-то грустно для Москвы зарабатывать в месяц 25 тысяч. Да и они, оказывается, не такие уж "легкие". 12 000 отдашь за комнату, а остальное - проезд и едва хватает на питание.
Д.Ф.: Вы спросили, можно ли прожить, снимаясь в массовке. Мы посчитали, что именно прожить можно. А вот все остальное – это уже другая история.