Интервью главного федерального инспектора в Алтайском крае Н. Шубы газете "Алтайская правда".

- Николай Михайлович, начался новый год и новый век, но еще подводятся итоги года минувшего. Что вам удалось сделать на посту главного федерального инспектора в Алтайском крае?

- В прошедшем году Президентом РФ В. Путиным нам была поставлена в качестве основной задача приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. За небольшой срок в Алтайском крае была проведена своего рода инвентаризация краевых законодательных актов. Работа велась на основе взаимодействия комитетов и отделов Совета народных депутатов и администрации края с прокуратурой, Главным управлением юстиции края. Основной груз работы, конечно, несла прокуратура, поскольку она во все времена осуществляла надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, издаваемых органами власти. Было выявлено 87 не соответствующих Конституции актов органов законодательной и исполнительной власти края. Направлено в суд 73 заявления о признании правовых актов недействующими или недействительными. Это в тех случаях, когда в ходе консультаций к единому мнению прийти не удавалось. По 65 заявлениям судом уже приняты решения об их удовлетворении, 57 из них вступили в силу. По 3 заявлениям краевым судом отказано в удовлетворении, эти решения прокуратурой края опротестованы в Верховном Суде. Шла нормальная работа в рамках правового поля, в полном соответствии с законом.

А вообще главная причина юридических разногласий в том, что наша Конституция не включает в себя перечень предметов непосредственного ведения субъектов РФ и совместного их ведения с федеральным центром. Здесь и появляется поле для юридической "самодеятельности" региональных властей, зачастую, впрочем, вынужденной. Жизнь-то требует решения вопросов, а четких и ясных, юридически обоснованных условий для этого нет. Чтобы снять проблему, необходимо безотлагательно пересмотреть ранее принятые договоры о разграничении предметов ведения и урегулировать эти вопросы законом. Конфликтные ситуации создаются тогда, когда в отношениях между федеральным центром и субъектом Федерации остаются юридические пробелы.

- Согласно федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 29.07.2000 г., Президент Российской Федерации получил право отстранять от должности губернаторов и руководителей законодательных органов власти в субъектах Федерации за издание нормативно-правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству. Насколько реально применение этого закона в Сибирском федеральном округе?

- О крайних мерах говорить на сегодняшний день вообще нельзя, потому что после семи лет относительного бездействия федерального центра начинать с этого будет просто неразумно. Нужно дать время и возможность органам законодательной и исполнительной власти проанализировать свое законодательство. Формально меры воздействия на должностных лиц могут быть применены хоть завтра, но процедура достаточно сложна.

Президент обладает правом выносить предупреждение высшему должностному лицу в случае издания им нормативно-правового акта, противоречащего Конституции либо федеральному законодательству. Если высшее должностное лицо уклонялось от приведения регионального законодательства в соответствие, то только тогда можно применять радикальные меры. Но лишь в том случае, если суд признал этот нормативно-правовой акт "несоответствующим".

- Какие основные задачи стоят перед вами в этом году?

- По сути, мы прошли пусть самый сложный, но только первый этап. Можно сказать, "разгребли" основные завалы. На недавнем Всероссийском совещании прокуроров Президент нацелил прокурорских работников на необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством и законодательных актов городов и районов. Это огромный пласт, задача очень масштабная, но в крае она будет выполнена. Уже создана работоспособная система согласования и взаимодействия всех заинтересованных властных органов края по вопросам обеспечения конституционной законности, и эта система, я уверен, обеспечит в дальнейшем результативность нашей работы. Разумеется, формы и методы этого взаимодействия будут совершенствоваться.

Кроме того, будем продолжать координировать деятельность федеральных органов. Особенно действия силовых структур, которые непосредственно подчинены Президенту. Для более эффективного взаимодействия в крае будет возобновлена работа коллегии федеральных территориальных органов. Будем следить, чтобы не создавались незаконные административные барьеры - ни правовые, ни экономические. Особое внимание уделим вопросам государственной безопасности, интересам государства в целом. Еще одна задача - донести до людей позицию Президента России по ключевым проблемам государственной политики. Для нашей огромной страны это особенно актуально. В ближайшее время для реализации этой задачи появится информационный центр "Алтай" как форпост единого информационного пространства в Сибирском федеральном округе.

- Эксперты-аналитики краевых СМИ единодушно отмечали, оценивая итоги уходящего года, что с вашим возвращением на пост представителя Президента РФ общеполитический климат на Алтае значительно улучшился. Как строятся ваши отношения с краевой властью?

- У меня нормальные рабочие отношения и с администрацией края, и с краевым Советом народных депутатов, и с руководителями федеральных структур края, поскольку мы делаем одно общее дело в интересах края и России в целом. И здесь не должно быть места никаким личным амбициям.

- С образованием в прошлом году Сибирского федерального округа Новосибирск получил официальный статус столичного города Сибири. Появился новый центр "властного притяжения", активно влияющий на жизнь регионов. Как вы оцениваете перспективы развития федеральных округов? Могут ли они в будущем заменить нынешнее административное деление?

- Новосибирск очень давно претендовал на статус столицы Сибири. И для этого была вполне определенная основа. Это и положение важного транспортного узла, и наличие сильнейшего научного потенциала академической науки. Теперь Новосибирск получил официальный статус окружного центра. Но что касается административного деления, то Президент на совещании 25 декабря четко нам сказал, что федеральные округа не административно-территориальные единицы и в перспективе так рассматриваться не будут.

Сибирский округ был создан для усиления функций государственной власти в 16 субъектах Федерации, которые в него вошли, для координации деятельности федеральных структур и оптимизации их работы, для объединения экономических возможностей регионов, для перспективного развития этих территорий, и для этого сейчас создается комплексная программа развития Сибири до 2010 года.

- Уделяет ли внимание проблемам "отдельно взятого" Алтайского края полномочный представитель Президента в СФО Леонид Драчевский?

- Конечно. Недавно Леонид Вадимович посетил Бийск, где он очень серьезно рассматривал проблемы оборонных предприятий. В ходе одной из поездок в край было проведено совещание по сельхозмашиностроению с участием министра сельского хозяйства. В итоге был создан холдинг, в число учредителей которого вошли: моторный завод и "Алттрак", также Красноярский комбайновый завод, два края, включая Алтайский, и две области. Инициатором создания этого холдинга был сам Леонид Драчевский. В реализации крупных федеральных программ, особенно сельскохозяйственных, в Алтайском крае поддержка полномочного представителя очень важна. Он внимательно отслеживает вопросы выплаты заработной платы учителям, выплаты детских пособий.

- Какие проблемы вы, как человек государственный, видите в системе организации и взаимодействия всех уровней власти в крае?

- Об основной проблеме я уже говорил, - это разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Проблема общероссийская, актуальная для всех регионов, в том числе и Алтая. Что касается специфических проблем, то это недостаточно эффективно, на мой взгляд, действующая система взаимодействия органов федеральной власти в крае.

- Рубеж веков стал для Алтая временем серьезного испытания на прочность. Были и чрезвычайные ситуации в отопительной системе, и небывалые снегопады и морозы, значительное повышение цен и тарифов на ГСМ и транспортные перевозки. Каковы могут быть последствия для экономического положения края?

- Действительно, край столкнулся с серьезными проблемами. Тут и взрывы в жилых домах в Барнауле и Бийске, связанные с неритмичными поставками сжиженного газа, и очень низкие температуры в начале года, потребовавшие дополнительного расхода топлива, и грядущий сильный паводок, который прогнозируется из-за огромного количества выпавшего этой зимой снега. Администрация края во взаимодействии с федеральными структурами делает все, чтобы локализовать эти серьезные проблемы. Дальневосточная ситуация Алтаю не грозит.

- Николай Михайлович, завершился не только календарный, но и финансовый год. Отчитались ли вы перед налоговыми органами о своих доходах?

- Я с 1997 года ежегодно заполняю декларацию о доходах. За прошлый год сумма составила что-то около 96 тысяч рублей.

Читайте полную версию на сайте