В 2000 году заявлений на банкротство в Алтайском крае поступило примерно столько же, сколько за 7 предыдущих лет.

Сегодня в администрации края под председательством первого зам. главы администрации края Николая Чертова состоялось расширенное заседание комиссии по банкротству, на которую были приглашены представители Арбитражного суда, Федерального агентства по финансовому оздоровлению и банкротству, Союза промышленников. Н.А. Чертов отметил, что проведение заседания в расширенном составе было вызвано необходимостью координации совместных действий при осуществлении экономической процедуры банкротства. Данная процедура должна стать нормальным явлением, но сейчас, в ситуации глубокого кризиса в экономике, при ее проведении следует всем заинтересованным в ней лицам согласовывать свои действия.

Н. Чертов сообщил, что пока процедура банкротства неэффективна с точки зрения и кредиторов, и финансового оздоровления предприятий (при внешнем управлении), и новых собственников. Поэтому следует выработать систему мер для того, чтобы от проведения банкротства был эффект.

2000-й год Н. Чертов назвал обвальным по количеству заявлений на банкротство - всего их поступило 478, - примерно столько же, сколько за 7 предыдущих лет. 390 заявлений было принято к рассмотрению, завершено - 141. По процедуре наблюдения за прошлый год поступило 102 заявления, по 89 принято решение, из них 56 - о банкротстве. По внешнему управлению, которое предусматривает финансовое оздоровление предприятия, поступило всего лишь 11 заявлений, 7 дел решены по мировому соглашению. Конкурсное соглашение, приводящее к распродаже имущества предприятия, когда не появляется новый эффективный собственник, принято по 356 заявлениям. При этом от налоговой инспекции поступило 341 заявление.

Н. Чертов заявил, что необходимо собрания комиссии по банкротству сделать ежемесячными, чтобы "не случилось так, что все предприятия Алтайского края оказались подведенными под процедуру банкротства". Заместитель главы администрации перечислил существующие кадровые проблемы по исполнению процедуры банкротства и возможные пути их решения. В первую очередь, он отметил, что при наличии процедуры банкротства отсутствуют арбитражные управляющие. Их необходимо обучать за счет краевого бюджета, - каждый отраслевой комитет должен иметь арбитражных управляющих. 31 человек уже подготовлен таким образом, и только 17 из них получили лицензию. "Должно быть так, чтобы после получения диплома люди работали по специальности, или возвращали издержки на образование в бюджет, - то есть арбитражным управляющим следует выполнять определенные обязательства перед бюджетом. Есть потребность также готовить специалистов для районов края. Эта проблема должна быть решена в 2001-м году", - подчеркнул Н. Чертов.

Также он отметил необходимость повышения квалификации, по крайней мере, 100 человек арбитражных управляющих до 2-й категории для обеспечения кадрами предприятий.

С докладом выступил председатель Арбитражного суда Евгений Гладков. Он сообщил, что основными инициаторами предъявления исков по банкротству являются управление по налогам и сборам (к предприятиям, которые прекратили свою деятельность), и прокуратура. По мнению Е. Гладкова, сейчас до 90 % предприятий края могут попасть под процедуру банкротства, поэтому необходимо находить возможность мирового соглашения с кредиторами. Как сказал Е. Гладков, "Водоканалу все равно, какое предприятие подвести под процедуру банкротства, насколько оно социально значимо для края, - поэтому возрастает количество исков". При проведении процедуры банкротства возникает и такая проблема, что при ее оглашении партнеры пытаются или отказаться от сотрудничества с предприятием, или взыскать деньги. Председатель Арбитражного суда назвал позицию прокуратуры в попытке банкротить БЛВЗ странной, - это предприятие является одним из основных бюджетоплательщиков. У ликероводочного завода есть и задолженность, но задолженность есть у всех предприятий.

Е. Гладков считает проблему арбитражных управляющих проблемой номер один. Сейчас ситуация такова, что из-за нехватки специалистов 2-й категории одному управляющему дают несколько предприятий, - "это абсурд, ни о каком подъеме производства, выходе из критического положения не может быть и речи". Должны быть люди со знанием производства, с опытом непосредственного руководства. "Сейчас же знают только о процедуре банкротства, тогда как нужно, - как подчеркнул Е. Гладков, - выводить предприятия из тяжелого финансового положения для их дальнейшего функционирования".

Н. Чертов заметил, что есть список социально значимых на федеральном и краевом уровнях предприятий, с которыми не всегда нужно доводить до процедуры банкротства. Он также сказал, что осуществление процедуры банкротства таково, что все учреждения, которые ей занимаются - федерального уровня (Арбитражный суд, прокуратура). Но основной груз проблем (социальные, экономические вопросы) приходится решать на краевом уровне. Поэтому при осуществлении процедуры банкротства следует оказывать взаимную поддержку федеральным и краевым органам. Н. Чертов отметил, что необходимо не доводить то или иное предприятие до распродажи имущества, а заниматься его финансовым оздоровлением через процедуру внешнего управления.

С замечаниями по поводу законодательства по банкротству выступил Алексей Прокошин, председатель Агентства по финансовому оздоровлению и банкротству. Он отметил, что в 90 % случаев предприятие неплатежеспособно из-за внутренних проблем, как правило, - это ненадлежащий менеджмент. А.А. Прокошин отметил, что иногда накануне банкротства организуется новое предприятие, имущество уводится, - что является уголовным преступлением. Функциями внешнего наблюдающего являются выяснение причин, почему предприятие доходит до состояния банкротства, и рассчитать дальнейшую возможную эффективность предприятия. Упрощенная процедура банкротства осуществляется на частных предприятиях, где не остается ничего, кроме долгов. Количество участвующих в конкурсе на покупку предприятий должно будет переходить в качество - чем больше их будет, тем больше станет конкуренция. По мнению А. Прокошина, следует также на возможно более ранних этапах видеть предприятие-банкрот, чтобы проводить его санацию (финансовое оздоровление), как было с Бийским спиртзаводом.

Председатель Союза промышленников Владимир Каргаполов указал на существующую проблему: процедура банкротства нужна, но пока она неэффективна, так как желание спасти предприятие иногда играет плохую службу, - процесс кризиса на предприятии только затягивается. В. Каргаполов выступил с предложением создавать небольшие мобильные команды, которые могут прийти на предприятие и провести его санацию, - и есть много предприятий, которым эта услуга требуется. Эти команды должны иметь финансовые ресурсы, поскольку не у всех предприятий есть средства для оплаты работы команды аналитиков. Поэтому стоит договориться об административно-финансовых ресурсах у таких консалтинговых фирм.

В заключение Н. Чертов сказал, что должно быть несколько консалтинговых фирм, которые будут заниматься санацией предприятий, - для решения этого вопроса необходимо собраться представителям администрации, комиссии по управлению имуществом, Союза промышленников, Федерального агентства по финансовому оздоровлению и банкротству. Также следует ежемесячно собираться комиссии по банкротству, чтобы выработать программу действий, а также законодательных инициатив.

Читайте полную версию на сайте