Данные об инвестициях и строительстве в Алтайском крае за 2000 году.

В 2000 году сохранилась устойчивая тенденция наращивания инвестиций, проявляющаяся с 1998 г. Формирование ряда важнейших условий для роста инвестиций, прежде всего, низкоинфляционная среда, снижение доходности основных финансовых инструментов, финансирование капитальных вложений из краевого бюджета в планируемых объемах, рост кредитных вложений, средств федерального бюджета, привлечение иностранных инвестиций определили их стабильный прирост, составивший более, чем 1,5 раза за последние 3 года (по России - 15%) и наращивание инвестиционного потенциала Алтайского края.

В результате по данным журнала "Эксперт" в инвестиционном рейтинге за 1999-2000 гг. Алтайский край занимает 26 место по инвестиционному потенциалу среди 89 российских регионов, а по величине инвестиционного риска, показывающего возможность потери дохода и включающего такие виды рисков, как экономический, социальный, законодательный, криминальный край отнесен к зоне умеренного риска.

В целом по краю на развитие экономики и социальной сферы по предварительной оценке использовано за счет всех источников финансирования 7853 млн. рублей, что на 8% больше уровня 1999 г. и на 26,4% - 1998 г. По-прежнему основной удельный вес в инвестициях приходится на собственные средства предприятий, но их доля постепенно уменьшается: увеличиваются объемы бюджетных инвестиций, кредитных вложений, средств индивидуальных застройщиков.

Администрацией края постоянно ведется работа по включению края в федеральные целевые программы, их финансированию. В 2000 году действовало 34 федеральных программы, по 33 из которых было открыто финансирование.

Наиболее значимой для края федеральной программой является "Государственная программа по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне". Финансирование данной программы в 2000 г. составило 30,47 млн., рублей (в том числе - 25,8 млн. рублей на инвестиции) против 26,47 млн. рублей в 1999 году и 8,79 млн. рублей в 1998 г. Кроме того, на строительство краевой клинической больницы из федерального бюджета за 1998-2000 гг. выделено 31,3 млн. руб., в т.ч. в отчетном - 7,5 млн. рублей.

Увеличилось и финансирование мероприятий по отселению жителей из оползневой зоны в г. Барнауле: в 2000 году получено 29,6 млн. рублей (100% годового лимита), тогда как в 1999 году - 24,5 млн. рублей (96% от годового лимита), в 1998 году - 29 млн. рублей.

В 2000 году продолжилась работа по выделению жилищных субсидий гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера более 15 лет. По этому направлению выделено 400 тыс. рублей и улучшены жилищные условия 9 семей.

В рамках реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас и увольняемых из рядов вооруженных сил, в 2000 г. реализовано 136 сертификатов на сумму 26,8 млн. руб., а всего за 1998-2000 гг. - на сумму 120,1 млн. руб.

На строительство и приобретение жилья участникам ликвидации Чернобыльской АЭС из федерального бюджета получено 1,5 млн. рублей против 1,4 млн. рублей в 1999 г., дома для инвалидов-колясочников в г.Рубцовске - 1,7 млн. рублей (2 млн. рублей в 1999 г.).

Всего на реализацию федеральных программ и строительство объектов федеральной адресной инвестиционной программы из федерального бюджета получено 1615 млн. руб. (1319 млн. руб. инвестиций), что на 38% выше, чем в 1999 г. и в 5,7 р. в 1998 г.

В целях активизации инвестиционной деятельности в крае администрацией создана система управления инвестиционными процессами, основой которой является Закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае". В результате инвестиции в капитальные вложения из краевого бюджета финансируются в соответствии с планом капитальных вложений и за 2000 г. выполнены на 100%. Сохранены приоритетные направления инвестирования: на строительство и ввод объектов социальной сферы направлено 69,3 млн. руб. (на объекты народного образования - 46.7 млн. руб., здравоохранения - 13.9 млн. руб., культуры - 7.4 млн. руб. и соцобеспечения - 1.3 млн. руб.), на жилищное строительство - 42.8 млн. руб.

В целях активизации жилищного строительства, стимулирования развития доступных для населения систем долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья, внедрения новых подходов к привлечению внебюджетных инвестиций администрацией края принято постановление "Об усилении жилищного строительства в крае в 2000 г. и на период до 2004 г.". Всего за счет всех источников финансирования введено 412 тыс.м2 общей площади жилых домов (65% индивидуальными застройщиками), что является одним из самых высоких показателей в Западной Сибири.

На выполнение программы по газификации края в 2000 году за счет всех источников финансирования направлено более 150 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета более 90 млн. рублей.

В 2000 году введено за счет всех источников финансирования 26,3 км. газопровода, газифицировано природным газом 4349 квартир, подан природный газ на 11 котельных, в числе которых такие крупные потребители как: ОПХ "Овощевод", котельная по ул. 6-я Нагорная, ОАО "Алтайвагон", ОАО "Алмак", КГУП "Индустриальный" и др.

По отраслям социальной сферы сделан упор на строительство социально-значимых объектов с высокой степенью готовности, ввод в эксплуатацию которых значительно улучшит материальную базу отраслей и соответственно, скажется на повышении жизненного уровня жителей края.

Принятое три года назад администрацией края решение об обязательном долевом участии бюджетов муниципальных органов (районов не менее 20%, городов не менее 50%) в строительстве объектов социальной сферы позволило осуществить значительный ввод объектов народного образования.

За 2000 год введено, как и в 1999 г., 13 школ, а также детский дом на 50 мест в Панкрушихинском районе. Продолжается строительство детского дома в с. Топчиха на 175 мест по федеральной программе "Дети сироты", а также других объектов народного образования.

По объектам здравоохранения введены 4 больницы на 157 коек и поликлиника на 85 посещений в смену в г. Новоалтайске.

В производственной сфере введены в эксплуатацию мощности по выпуску муки (312,4 тонн в сутки), крупы (156 тонн в сутки), хлеба и хлебобулочных изделий (3,5 тонны в сутки), мяса, консервов, пиломатериалов и др.

В агропромышленном комплексе введены животноводческие помещения для содержания крупного рогатого скота, зерносеменохранилища, проведена комплексная реконструкция орошаемых земель на площади 2,21 тыс. га (в 1998 году - 0,9 тыс .га, в 1999 году - 2,52 тыс. га). Вовлечению банковских структур в инвестиционный процесс способствовала инициатива администрации края в погашении части банковской процентной ставки по привлеченным для поддержки реального сектора экономики банковским кредитам. Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являлись: повышение инвестиционной активности, поддержка высокоэффективных, рентабельных и быстроокупаемых производств, улучшение платежеспособности предприятий.

Это позволило: во-первых, сконцентрировать государственные финансовые средства на приоритетных направлениях развития экономики края; во-вторых, повысить ответственность самих предприятий за результаты реализации инвестиционных проектов, поскольку в числе обязательных условий устанавливалась оплата самим предприятием срочных процентов банку за пользование кредитом в размере 15%; в-третьих, исключить ситуацию "размывания" инвестиций мелкими порциями по всем проектам; в-четвертых, снизить нагрузку на краевой бюджет, так как вместо выдаваемых ранее из краевого бюджета кредитов в 2000 году выделялись на безвозмездной основе средства лишь на погашение части банковской процентной ставки по привлекаемым предприятиями кредитам банков. В результате на погашение разницы процентной ставки банков в 2000 году из краевого бюджета направлено 11,1 млн. руб. на общую сумму кредита 305,6 млн. руб., 76% которого пришлось на долю "Алтайсбербанка". При его участии в крае реализуется инвестиционный проект "Создание производства гербицида "Нитран", осуществляется развитие авиауслуг в крае, расширение действующего производства на ведущих предприятиях края: ОАО "Барнаульский шинный завод", ОАО "Алтайдизель", ЗАО "Алтайвитамины".

При участии "Сибирского социального банка" в рамках программы "Ткань" осуществляется финансирование ОАО "Бийская льняная компания" для обеспечения предприятия сырьем, ЗАО "Бийская швейная фабрика" - для заготовки и переработки шерсти.

В результате в целом по краю кредитные вложения в экономику выросли за 1999-2000 гг. более, чем в 3 раза.

Одним из основных направлений капитальных вложений за счет средств краевого бюджета в 2001 год является поддержка отраслей реального сектора экономики путем компенсации части банковской ставки.

На это планируется предусмотреть 50 млн. рублей, что позволит дополнительно привлечь 481 млн. рублей, в т.ч. средства банков - 385 млн. рублей и собственные средства предприятий 96 млн. рублей.

В силу ограниченности средств краевого бюджета стоит задача повышения эффективности их использования, поскольку в нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки и способные обеспечить рост производства, прибыли, реальных денежных доходов населения, доходов бюджета и т.д.

Вторым приоритетным направлением остается газификация края, на которую предусмотрено 100 млн. рублей. Планируется дополнительно привлечь около 900 млн. рублей.

Третьим приоритетным направлением является развитие социальной сферы - планируется ввести 17 школ, 2 больницы и 4 поликлиники.

Четвертое направление инвестиций - жилищное строительство. Объем финансирования за счет средств краевого бюджета планируется в сумме 80 млн. рублей, причем на ипотечное жилищное кредитование предполагается направить не менее 40 млн. рублей.

Администрацией края принимаются меры по сокращению объемов незавершенного строительства жилья и объектов социальной сферы. С этой целью разрабатываются мероприятия по дальнейшему использованию недостроенных объектов: продолжение строительства с привлечением ипотечного жилищного кредитования, средств населения и других инвесторов, консервация, продажа для последующей достройки, разбор на стройматериалы.

Пятым приоритетным направлением инвестиций является мелиорация и водоснабжение.

Также одним из основных направлений деятельности администрации края на 2001 год остается работа по включению края в федеральные целевые программы.

Повышение инвестиционной активности может быть решено посредством формирования благоприятного климата для частных инвесторов и ускорения эффективной трансформации накоплений в инвестиции.

Информация подготовлена Главным управлением экономики и инвестиций администрации края. С полным докладом о социально-экономическом положении Алтайского края и о работе администрации по итогам 2000 года можно ознакомиться на официальном сейте Алтайского края (https://www.altairegion.ru/1213/) в разделе "Экономика".

Читайте полную версию на сайте