Сохрани жизнь: лучший способ самообороны, или Честный разговор про оружие
Чувство безопасности бесценно. Однако очень часто мы рискуем если не жизнью, то здоровьем или своим имуществом. Когда нас вовлекают в дорожный конфликт, когда поздно идем домой через безлюдное место, когда ловим "левую попутку", когда заблудились в незнакомом городе или районе и так далее. Примеров можно привести множество. О том, как можно себя защитить от явных нападений самым эффективным из всех доступных сегодня законных способов, где учат такой самообороне, чем при этом грозит юридическая безграмотность и можно ли ее ликвидировать, мы поговорили с ведущим авторских тренингов по самообороне с травматическим оружием "ТРАВМАТ в Законе" Сергеем Кузнецовым.
- Сергей Сергеевич, часто бывает так, что человек покупает травматическое оружие, но не знает, как им пользоваться?
- Действительно, есть проблемы. В Алтайском крае более десяти тысяч владельцев травматических пистолетов. Очень часто бывает, что человек, который получает законное право владеть "травматом", знает об этом оружии только из интернета или от товарищей. И одна из основных причин этого – ограниченность учебных программ специализированных курсов, а иногда и просто банальная покупка некоторыми гражданами свидетельства об обучении.
Можно выделить две крайности. Первая, когда владелец уверен, что он может безнаказанно применять свой пистолет сплошь и рядом. И, соответственно, очень быстро нарывается на тяжёлые для себя юридические последствия. Потому что стреляет не туда, не с той дистанции, не в тот момент, не в той ситуации и не то делает после выстрелов. А в итоге неэффективно защищается или, того хуже, сам становится обвиняемым в совершении преступления. Вторая крайность: владелец боится и не доверяет своему травматическому оружию, считает, что оно не может его полноценно защитить. В итоге пистолет лежит у него где-нибудь в сумке или в автомобиле, то есть попросту превращается в опасный аксессуар. Увы, но сегодня пугающе много владельцев "травматов" принадлежат именно к этим двум категориям.
- То есть они зачастую просто не знают, как и когда можно использовать это оружие?
- В значительной степени – да, не знают, не помнят или не выполняют то, чему их ранее научили. Ведь даже демонстрировать оружие в общественных местах запрещено. Нельзя с ним появляться в местах массового скопления граждан, на митингах, нельзя оставлять в машине и так далее. Есть масса ограничений, в том числе нельзя просто так пойти пострелять из своего "травмата". Это можно сделать только в тире или на стрельбище. А за все остальные места – штраф 40 тысяч рублей, изъятие оружия плюс иные неприятные последствия.
- Но ведь люди обоснованно боятся пользоваться оружием, потому что думают, что даже за самооборону их могут посадить.
- Здесь надо четко понимать, что угроза, на которую отвечают выстрелом, должна быть явной, а не вымышленной. И порой надо успеть принять единственно правильное решение всего за секунды, а то и доли секунды. Также важно знать, что юридическая составляющая самооборонной тематики в России сегодня развивается очень быстро и при этом позитивно для граждан.
За последние годы произошли значительные изменения. После череды громких дел о самообороне появились весьма позитивные для так называемых "самооборонщиков" разъяснения Верховного Суда. Разъяснения, уточняющие порядок подхода к рассмотрению дел о самообороне. При этом у таких подсудимых появилось больше возможностей отстоять правомерность своих действий в суде.
Итак, сегодня обороняться можно. И не надо этого бояться. Но только надо осознавать, что угроза реальная, а не мнимая. Что противник находился уже на той дистанции, на которой мог причинить действительный вред здоровью. А у нас люди привыкли стрелять с дистанции 5-7 метров. А потом говорят, что, мол, "начал стрелять, чтобы он не подходил". В таких случаях самообороной и не пахнет!
- Всем ли сегодня у нас в стране нужно иметь такое оружие и кто его имеет право приобрести?
- Не думаю, что травматические пистолеты нужны всем. Это дорогая и серьёзная вещь. И к ней необходимо очень ответственно относиться. Пусть "травматы" приобретают те, у кого по условиям жизни или работы возможно возникновение криминальной ситуации. Я даже знаю некоторых участковых полицейских, которые предпочитают нести службу не с табельным пистолетом, а с "травматом". Им его вполне хватит, чтобы остановить даже нескольких нападающих.
Здесь следует помнить, что "травмат" хорош своим отличным останавливающим эффектом и изначально не рассчитан на летальное поражение. Но, повторюсь, мало купить "травмат", надо научиться им уверенно владеть. А приобрести этот вид оружия самообороны у нас сегодня имеет право любой гражданин России в возрасте от 21 года, не имеющий установленных законом противопоказаний.
- Вы используете методику, по которой можно за два дня научиться обращаться с "травматом" и стрелять в преступника при явной угрозе жизни и здоровью. Что это за методика?
- Базовые методики я взял у своих учителей, известных и уважаемых в России специалистов по стрельбе, и дополнил их собственными практическими наработками. Наши тренинги предназначены для законных владельцев травматического оружия. Суть этих занятий я бы назвал "глубокий тюнинг". Он состоит из психологических, юридических, технических и продвинутых тактических знаний самообороны с травматическим оружием. Понимаете, человек, который получает законное право владения травматическим пистолетом, по закону проходит перед этим только базовый курс подготовки, где его учат безопасному обращению с ним. То есть азам, и… всё! Но после этого не все ещё понимают, что травматический пистолет – это не просто "крутой" предмет самообороны, это широкий спектр техник и тактик применения. Мы решили ликвидировать этот пробел и создали наш тренинговый курс.
Он длится два дня, всего десять часов обучения. Мы даём более тонкие юридические нюансы, технику, тактику и психологическую подготовку. Выстрелить в человека психологически нелегко и крайне ответственно с точки зрения юридических последствий. И для неподготовленного человека это очень тяжело. Участники тренинга умеют делать это без негативных последствий.
- Чему именно вы учите людей?
- Законно и эффективно действовать в любых ситуациях: до конфликта, во время конфликта с применением "травмата" и после конфликта. Это очень серьезные сегменты. Надо знать, что делать и как себя вести, надо быть готовыми говорить с дознавателем, следователем, вплоть до судьи.
Второй этап – мы даем технику самозащиты травматическим пистолетом в ситуациях различных криминальных нападений. Даже самых, казалось бы, безнадежных. Например, когда несколько человек хотят защищавшегося избить, ограбить или даже убить. Когда нападают вооруженные люди, когда водитель за рулём сталкивается с нападением на себя одного или нескольких пассажиров, в том числе и вооружённых. В этих ситуациях мы учим, как правильно защищаться, извлекать оружие и вести защитную стрельбу. Учим, куда стрелять. Есть зоны, попадание в которые может привести к летальному исходу. Есть зоны менее опасные. Есть дистанции, когда травматическое оружие может привести к трагедии. Это стрельба в упор или около того.
Есть дистанции, когда "травмат" применять не следует, так как это уже неэффективно и только вызовет нежелательные вопросы у следствия.
Мы учим человека мгновенно оценивать ситуацию. Если ему грозит смерть или тяжелые увечья, то он стреляет в зоны, которые на 100% остановят агрессора. Участник также умеет психологически пресекать агрессию, просто грамотно давая понять, что он вооружён и готов применить оружие с возможными тяжёлыми последствиями для злодея. То есть пресекает агрессию в корне, без фактического применения оружия. И это высший пилотаж в таких конфликтах! И даже если такое дело дойдет до суда, то ни у кого не останется сомнений, что это действительно была допустимая самооборона. Этому мы тоже учим.
- Неужели травматический пистолет действительно может быть опасным оружием?
- Знаете, смешно смотреть на ролики в интернете, когда молодые люди стреляют из "травмата" с запредельных расстояний, а потом презрительно говорят, что это несерьёзный "резиноплюй и даже бутылку разбить не может". Это вводит зрителей в заблуждение. Они начинают думать, что "травмат" - неэффективное оружие. Они забывают, что он предназначен для критической дистанции – дистанции ближайшего боя. Когда вот она, рядом, вплотную, абсолютно явная угроза и другой возможности защититься и спастись нет. И вот тут, на коротких дистанциях, пуля травматического пистолета вполне способна "прошить" лист ДСП. При этом даже очень сильный человек, если с размаха воткнет острый нож в то же ДСП, не сможет его пробить насквозь. Вот и сравните, насколько "травмат" мощное оружие! Попадания в опасные зоны на сверхкоротких дистанциях летально опасны. Но при всём этом с каждым метром полёта пуля, весящая около одного грамма, теряет силу и уже через несколько метров способна оставить только синяк. Поэтому в таких случаях и стрелять надо на корректной дистанции – дистанции самообороны: 1-2 метра.
- Но, согласитесь, не все люди могут выстрелить в человека. У кого-то в критической ситуации наступает паника, у других ступор.
- На стрессовую ситуацию бывает три вида психической реакции: ступор, неадекватная гиперактивность и профессиональная реакция подготовленного человека. Мы нивелируем ступор и гиперактивность и формируем третий тип реакции. Мы учитываем все психологические аспекты и добиваемся своей цели.
В таких критических ситуациях, когда человеку грозят увечья или гибель, он должен мгновенно сориентироваться, извлечь оружие и, уйдя с линии атаки противника, произвести защитную стрельбу на дистанции самообороны: до двух метров. Это уже дело техники, и техники весьма специфичной. Но ее может освоить любой человек, даже хрупкая девушка. Здесь не нужна особая физическая подготовка. Движения очень простые и осваиваются быстро.
- Неужели физподготовка действительно не так важна?
- Желательна, но не обязательна. Мы же не спортсменов готовим, нам не нужна колоссальная подготовка или выносливость. Совершенно обычный человек учится у нас в таких ситуациях сохранять себе жизнь, делает это уверенно, быстро и с минимальными энергозатратами. Да, нападения могут быть групповыми или вооруженными, и это реально представляет угрозу для жизни человека. И здесь надо сделать только одно: быстро достать оружие и остановить агрессоров. При этом не важно, что их несколько, что ты уже лежишь на земле и тебя избивают или сидишь в автомобиле, а пассажиры проявляют агрессию, душат или бьют ножом. Вариантов может быть множество. Во всех этих ситуациях наши участники не боятся, действуют хладнокровно и эффективно в рамках достаточной обороны и действующего закона.
- И всего двух дней хватает, чтобы научиться этому?
- Суммарно десяти часов тренинга вполне достаточно. Мы в нём объединили опыт рукопашного и ножевого боя с навыками стрельбы из пистолета. Объединив эти техники и методики, мы смогли создать курс, который позволяет "травматом" защищаться от любых видов нападения с любым оружием. Кроме, конечно, огнестрельного. Могу уверенно заявить, что подобного по насыщенности и содержанию тренинга в России пока нет. Хотя тренеры, которые проводят качественное обучение, есть, несомненно. Но они всё же хоть и отличные, но в большинстве своём стрелки. И поэтому не учат самообороне травматом от нападений с различным (не огнестрельным оружием), в том числе и в автомобиле.
- Сколько лет вы занимаетесь единоборствами?
- Мне 57 лет. В 13 лет я начал заниматься единоборствами и до сих пор не прекращаю это делать. Получается, что общий стаж – 44 года. Из них 24 года – различными единоборствами без оружия, 20 лет – ножевым боем, в том числе крайние четыре года – ещё и стрельбой из пистолета и карабина. Я объединил опыт. Мы не просто стрелки или рукопашники. Мы и те и другие. Мы создали комбинированное искусство. Объединив знания и методики, мы и создали этот необычный тренинговый курс.
Есть очень много роликов в сети, где демонстрируют, что невозможно защититься пистолетом (даже боевым!) от ножа, если противник стоит близко от вас. И они всем внушают эту уверенность в такой невозможности. Но человек, который владеет рукопашным боем, ножевым и стрельбой, может на стыке этих направлений создать новые, комбинированные техники, тактики и методики подготовки. И мы их создали. Простые и эффективные. У нас это всё работает. Не знаю почему, может, потому что мы, сибиряки, – особая порода.
- А где и как проходят такие занятия?
- Мы проводим один тренинг в месяц в нашем специализированном тренинговом центре "Стрела". В группе максимум десять человек, оружие своё или макеты. Участники разбиваются на пары, партнеры, и задания постоянно меняются. Отработка идёт по нарастающей сложности: теория включает право и психологию, практика – технику и тактику. На заключительных, контрольных этапах мы доводим уровень и градус моделируемых нападений до максимума в плане разнообразия и реалистичности. Здесь и аутентичный реквизит, и предельно жёсткое поведение нападающих, различное, громкое звуковое сопровождение и, конечно, стрельба шумовыми патронами из охолощённого оружия-аналога "травматов".
При этом используем надёжное защитное снаряжение и соблюдаем все нормы техники безопасности. Неуверенность и страхи проходят очень быстро, и уже на второй день тренинга все работают хладнокровно и собранно. Они чётко ощущают своё умение и готовы к реальной самозащите и к последующим вслед за этим действиям.