Почему в Барнауле качество транспортных услуг не растет вслед за ценой?
Фото: vdvbezheck.ru
Стоимость проезда в общественном транспорте в Барнауле с 1 декабря официально вырастет на 2-3 рубля. Решение по тарифам было принято на координационном совете по ценообразованию с учетом внедрения электронного проездного. Согласно новой тарифной сетке, проезд в трамваях и троллейбусах по транспортной карте "Электронный кошелек" обойдется теперь в 18 рублей и 19 рублей соответственно тем, кто не решит связывать свою жизнь с картой.
Стоимость билета в автобусах по карте с неограниченным количеством поездок – 19 рублей, за наличный расчет – 20 рублей. Стоимость проезда в маршрутках также поднимется до 20 рублей.
Последний раз цены на билеты в общественном транспорте краевой столицы поднимались летом 2015 года. Тогда проезд подорожал до 17 рублей, что тоже вызвало массовые споры среди барнаульцев. Мол, для города с одной из самых низких зарплат в Сибири это довольно много. Например, в соседнем Новосибирске за проезд в автобусе вам придется заплатить 19 рублей. За это время барнаульские перевозчики неоднократно обращались в администрацию города с предложением поднять тарифы до 23-25 рублей. Причина, по их мнению, довольно очевидная. Из-за инфляции и роста цены на запчасти для иностранных автобусов нынешней цены на билет не хватает, чтобы окупить затраты.
Между тем во время недавних 30-градусных ноябрьских морозов в социальных сетях появилось множество сообщений барнаульцев, массово жаловавшихся на работу общественного транспорта. Жители города писали, что некоторых автобусов на остановках ждали по 30-40 минут. К слову, из-за резкого похолодания около сотни автобусов большой и малой вместимости утром не вышли на линию.
Работа городского транспорта неоднократно вызывала нарекания со стороны граждан. Причин за несколько лет накопилось несколько. Во-первых, это хамоватое поведение кондукторов, которые порой забывают об элементарных нормах поведения. Часть же водителей и вовсе позволяют устраивать перекур прямо на своем рабочем месте. Кроме того, конкуренция с другими маршрутами за пассажиров заставляет водителей автобусов и маршруток устраивать гонки в духе "Формулы 1" прямо по барнаульским улицам. Иногда это приводит к трагическим случаям. Так, 16 ноября пассажирский автобус сбил насмерть мужчину на одном из перекрестков в Барнауле.
О том, что качество услуг должно расти, не отрицают и в администрации Барнаула, но отмечают, что это никак не зависит от цены на проезд. Как рассказал Amic.ru заместитель председателя комитета по транспорту и связи Василий Попов, все автобусы оборудованы системой "Глонасс". В администрации города следят за регулярностью рейсов. Если что-то не устраивает контролирующий орган, пишется письмо непосредственно перевозчикам. Иногда дело доходит до расторжения договоров из-за несоблюдения регулярности маршрутов.
"Для нас лакмусовая бумажка — звонки барнаульцев в комитет по транспорту и их реакция. Даже в ноябрьские морозы, когда многие раздули сообщения горожан о задержке транспорта, нам поступило всего четыре сообщения. Иногда они были необоснованными", – сказал Попов.
По его словам, когда в магазине дорожает хлеб, он от этого не становится вкуснее.
"Это такой же хлеб. Почему он тогда подорожал? Просто увеличились затраты на его производство. Здесь то же самое. Выросли накладные расходы у перевозчиков на запчасти, топливо, содержание всех автобусных баз. Не секрет, что там тоже повышается оплата за электроэнергию, ЖКХ. В связи с этим у перевозчиков и возник вопрос о повышении цены. Они и так просили поднять тариф до 23-25 рублей. Мы в комитете смотрели, анализировали. Сошлись на том, чтобы внедрить систему электронных проездных. Это было одним из условий, чтобы сделать дифференцированный проезд. Для тех, кто будет пользоваться картами, проезд станет дороже всего на рубль", – отметил Василий Попов.
Между тем не все перевозчики согласны с новыми реалиями. Не секрет, что часть средств из надбавок уйдет на отбивку затрат по внедрению системы, а это около 60 миллионов рублей. Получается, что в итоге перевозчики на деле станут зарабатывать на 1-1,5 рубля больше. При этом затраты на обслуживание автопарка заметно выросли из-за инфляции и удорожания запчастей для иностранных автобусов.
Как пояснил Amic.ru заместитель директора по эксплуатации транспортной компании ООО "Евробус" Роман Арапов, они стараются содержать автобусы в чистоте и порядке, чтобы не возникало нареканий со стороны барнаульцев.
Заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов отметил, что ему сложно объяснить, как считается рентабельность маршрутов.
"Мы на кафедре проводим различные исследования, в том числе изучаем пассажирский поток. Учитывая, какие мы иногда получаем данные, сложно понять, почему некоторые представители перевозчиков говорят о нерентабельности", – рассказал Сергей Павлов.
В любом случае декабрь — важнейший месяц для представителей городской администрации, перевозчиков и самих барнаульцев. О том, как в городе приживется новая система электронных проездных, будет зависеть дальнейшая судьба рынка. Ясно одно — барнаульцы хотят ездить в общественном транспорте в комфортных условиях.