Гадаем на кофейной гуще: откроются ли в Барнауле популярные марки?
В Барнауле уже открылись "Макдоналдс", "Пул энд Бир", "Страдивариус" и многие другие известные марки, привлекающие к себе уже даже не качеством, а просто именем. А вот стаканчики со знаменитой двухвостой русалкой, которая стала лейблом популярного бренда кофеен "Старбакс", в краевой столице появятся нескоро, это же касается и многих других известных марок. Дабы понять, откуда растут корни такой несправедливости, корреспондент Amic.ru решил разобраться, каким образом в регионы приходят крупные сети.
Тот или иной бренд может зайти на рынок либо благодаря самой компании, либо путем договора сторонних людей, желающих работать под известной маркой, с представителями фирмы, то есть через покупку франшизы. С первым все понятно — специалисты оценивают экономическое положение того или иного города, актуальность нахождения своего магазина, кафе и прочего в этом месте, спрос и многие другие важные параметры. Камнем преткновения в этом вопросе является второй пусть — приобретение франшизы.
Что такое франшиза?
Чтобы не разрабатывать свой бренд, если нет удачной идеи, можно пойти по довольно стабильному пути — купить франшизу. Таким образом, можно вложить деньги в узнаваемую марку, что при правильном подходе довольно быстро себя окупит. Вообще, франчайзинг – покупка у владельца популярного и финансово состоявшегося предприятия прав на ведение бизнеса с использованием его товарного знака.
Покупатель франшизы с именем приобретает определенную стратегию развития, ценные рекомендации, линейку товаров или фирменные рецепты, если речь идет о заведениях общественного питания, и многое другое.
Сколько это стоит?
Компания сама определяет стоимость своей франшизы, поэтому цены могут начинаться от нескольких десятков тысяч рублей и заканчиваться цифрами с шестью нулями.
Если вкратце, то стоимость франшизы складывается из трех параметров:
- Паушальный, или первоначальный взнос — единоразовое отчисление владельцу франшизы за ее использование.
- Роялти, то есть ежемесячный платеж владельцу франшизы. Как правило, устанавливается в процентах от вашего оборота.
- И, собственно, ваши инвестиции в аренду помещения, персонал и оборудование.
Второго, кстати, в условиях покупки может и не быть, зато добавятся расходы на рекламу.
На примере
На барнаульский рынок приходили разные известные марки, кто-то в итоге свернул свою деятельность, как например, "Синнабон", а кто-то успешно работает.
Так, в краевой столице появились ресторанчики известной на весь мир сети быстрого питания "Сабвей", франчайзер которой обеспечивает консультации, обучение персонала, предоставляет поставщиков. В условия франшизы входит следующее: первоначальный взнос составит 420 тыс. рублей + НДС, роялти – 8% + НДС, а инвестиции – от 4 млн рублей.
При этом перед покупателем франшизы не ставится каких-то строгих требований, касающихся помещения. Так, открыть "Сабвей" можно как на фудкорте в торговом центре, так и в отдельном ресторане.
Если говорить о KFC, тут объемы взноса и инвестиций намного больше: первоначальный взнос – 2 400 тыс. рублей, роялти – 6% в месяц от оборота + 4% маркетинговых отчислений, инвестиции – от 20 млн рублей.
Сеть магазинов Fix Price обещает покупателям франшизы всестороннюю поддержку и рекламу. При этом первоначальный взнос составит 25% от уставного капитала оператора, роялти – 3% в месяц от оборота, а инвестиции должны быть от 3 млн рублей.
Ближе к делу
Если говорить о тех известных марках, которые вряд ли у нас появятся, то стоит вернуться к "Старбакс". Вообще компания заявляет, что не торгует своими франшизами, что новые заведения открываются по решению головного офиса, но тем не менее больше 50 % заведений, работающих под этой маркой в 69 странах мира, действуют все-таки в рамках "лицензионного соглашения". Что говорит о том, что достичь франчайзингового понимания со "Старбакс" сложно, но можно. Из бонусов – заведение под таким именем сразу станет очень популярным и окупит все вложения, его владелец получит все фирменные рецепты напитков, горячих и холодных закусок и десертов, а также все рекомендации по обучению персонала, оформлению интерьера, созданию уютной атмосферы, "Старбакс" не обойдет стороной даже музыку, которую предприниматель будет включать в кафе.
Но все эти плюсы, которые могут зажечь желание заняться продажей кофе, непременно столкнутся с кучей трудностей. Во-первых, так как компания заявляет, что не торгует франшизами, нет и конкретной цены, с каждым претендентом данный вопрос обсуждается индивидуально. Человеку нужно связаться напрямую с представителями компании, оставить заявку на английском языке, указав свои данные, контакты, название компании, описать достижения в сфере бизнеса и финансовые возможности.
Проблема в том, что с россиянами в "Старбакс" не особо идут на контакт. Первая франшиза появилась в стране только в 2007 году в Москве. Американская компания очень дорожит своим имиджем, поэтому выдвигает серьезные условия:
1) Нужно помещение не менее 60 кв. метров в оживленном районе большого города.
2) Входные двери должны быть расположены на южной или восточной стороне.
3) Также нужно обладать солидной суммой свободных финансовых средств. А обустройство и оформление одного квадратного метра кофейни будет стоить от 2 тыс. долларов. Специалисты оценивают, что франшиза "Старбакс" в России обойдется примерно от 150 до 180 тыс. долларов.
Кроме того, нужно быть готовым, что представители "Старбакс" будут следить своим зорким оком за соблюдением всех условий.
Еще один популярный бренд, который есть во многих городах, но так и не появился в Барнауле, — одежда от Topshop. Бренд британской компании находится в той же весовой категории, что и Zara или Massimo Dutti. Из требований, которые фирма предъявляет к покупателю франшизы, – нужно иметь помещение площадью от 50 кв. м, лучше всего на территории раскрученного торгового центра, и закупать товар исключительно в материнской компании. Первоначальный взнос составит около 2 млн рублей, а инвестиции в бизнес — 30 тыс. долларов. Роялти в у франчайзера отсутствуют. Из бонусов – регулярное обновление коллекций, помощь в составлении конкретного бизнес-плана, выдача бренд-бука, помощь в подборе помещения, обеспечение оборудованием, помощь в составлении дизайн-проекта, юридические, бухгалтерские, маркетинговые консультации и многое другое.
Недавно заговорили о появлении в краевой столице бренда Zara. Поэтому можно разобраться с условиями франчайзинга и этой марки. Итак, стоимость франшизы Zara — 30 тыс. долларов, первая партия товара обойдется примерно в ту же сумму. Зато открывшему отдел Zara точно не придется
вкладываться в рекламу: бренд относится к испанской компании Inditex, которая разработала свою стратегию продвижения бренда, отчего он стал настолько популярен, что в дополнительной раскрутке не нуждается. Кроме того, Zara не касаются и финансовые кризисы. Владелец франшизы определил порог входа — не меньше 40 тыс. долларов, есть мастер-франшиза, ее обладатель имеет право не только открывать представительства магазинов Zara, но и продолжать развитие сети франчайзинга, но такая дается одному представителю на всю страну. Паушальный взнос отсутствует и нет роялти.
Примерно на таких условиях появляются те или иные марки, и если с Zara все вроде бы понятно, то "Старбакс" и Topshop барнаульцам придется ждать долго и продолжать делать праздник из посещения популярной кофейни в столице и ездить за вещами британской марки в Новосибирск.