Все об электронных проездных: как тестируют, работают и для чего нужны
Электронная система оплаты проезда в общественном транспорте Барнаула заработает в ноябре. Тестирование началось 5 октября в трамвае №3220, который курсирует по маршруту №3. Корреспонденты портала Amic.ru прокатились на трамвае и посмотрели, как по новой схеме обилечивает пассажиров кондуктор Наталья Басихина.
Потестим
Уже сегодня кондуктор обслуживает пассажиров по безналичному расчету. Для этого она использует валидатор. Бесконтактное электронное устройство считывает с карты информацию и отбивает чек, который заменяет билет.
На чеке указаны дата и время, вид и номер транспорта, а также тип проездного документа. Здесь же можно посмотреть, сколько осталось средств на карте.
Наталья показывает, что все работает предельно просто. Пока систему обкатывают, барнаульцы платят "живыми" деньгами или предъявляют документ, подтверждающий льготу, и проездной. К пассажирам кондуктор подходит с валидатором. По словам Натальи, он не тяжелый, его вес – 556 граммов. В сумочке две карты: одна для расчета за наличку, другая для льготного проезда. В зависимости от категории пассажира кондуктор подносит нужную карту к терминалу, и он тут же отбивает чек.
"Проблем при считывании данных быть не должно. Валидатор работает без привязки к интернету. Вся информация записана на карту, а в валидаторе есть симка", – пояснила Наталья Басихина.
Все прозрачно
По прибытии на конечную остановку кондуктор с помощью несложных команд закрывает маршрут и тут же открывает новый. Теперь можно ехать дальше. В течение дня вся информация находится на терминале. Благодаря этому работа контролеров станет намного проще. Проверяющему лицу достаточно будет поднести свою карту к валидатору, чтобы получить информацию о количестве поступивших средств. А потом сравнить их с фактическим наличием в сумочке у кондуктора.
При обилечивании, независимо от вида транспорта, будут отбивать чек, а каждая карта пассажира попадет в определенный реестр в соответствии со своей категорией. Напомним, будут использовать пять видов карт: обычные, льготные, пенсионные, студенческие и школьные.
Строгий контроль
Кстати, при желании можно будет даже отследить в течение дня, в каких видах транспорта конкретная карта проехала, сколько раз и вернулась ли она в свой пункт отправления в конце дня. В МУП "Центртранс" не исключают вероятности взаимодействия с контролирующими органами и родителями. Если возникнет острая необходимость, маме будет достаточно лично приехать на предприятие, сообщить номер карты и выяснить информацию о перемещениях ребенка.
В конце смены кондуктор должен сделать итоговый отчет. Данные с валидатора поступают на сервер, где аккумулируется вся информация. Это позволит определить миграцию населения в течение дня. Станет известно, куда чаще всего совершают поездки, в какой период времени, на каких остановках больше всего заходит людей. Благодаря этому можно будет корректировать расписание.
Экономия бюджета
По словам руководителя МУП "Центртранс" Юлии Дороховой, распределение бюджетных средств будет осуществляться исходя из количества перевезенных пассажиров. То есть за фактически оказанные услуги. До этого определить количество поездок льготника было невозможно.
"Ранее субсидии выделялись по результатам обследования, которое проводилось раз в пять лет. Теперь сколько раз пассажиров перевезут, столько в конце месяца перевозчики и получат", – пояснила Юлия Дорохова.
Многофункциональные устройства
Электронные карты поступят в продажу в следующем месяце. На данный момент точно известно, что купить их можно в отделениях Сбербанка и "Почты России". Также ведутся переговоры с "Лига Пресс" и "Марией-Ра". Приобрести пенсионную и льготную карту можно будет только на почте, предъявив документ на льготу. Пополнять ее можно в любом терминале. Никаких ограничений на льготных и проездных картах по количеству поездок не будет.
Кстати, позже планируется внедрить оплату проезда с помощью брелоков и браслетов. В них встроены чипы, рассчитанные на 15 секторов.
"В дальнейшем мы планируем эти карты активно использовать и развивать. Например, для расчета за обеды в школьной столовой, как электронный пропуск в учебное заведение и, например, для оплаты визита в музей. Необходимо лишь заключить дополнительные договоры и можно работать", – пояснила Юлия Дорохова.
Гарантированный срок эксплуатации устройств – три года.
Пока система электронного проезда будет действовать на маршрутах большой и средней вместимости. Для этого в Барнаул поступило оборудование стоимостью около 60 миллионов рублей. Также закуплено 200 тысяч различных видов карт. При желании перевозчики, которые работают на "Газелях", также могут присоединиться. Для этого им достаточно будет приобрести валидаторы либо взять их в аренду.
Фото: Вячеслав Мельников