Барнаульский педагог о том, кто есть "хороший учитель" и зачем нужна школа

Как узнать хорошего учителя, зачем нужна школа и какие отношения должны быть между учеником и педагогом
''

Фото: spletnik.ru

Традиционно в День учителя к педагогам обращено самое пристальное внимание. Мы вспоминаем своих любимых наставников, поздравляем их и мечтаем, чтобы нашим детям встретились люди, которые стали бы для них настоящими Учителями.

У каждого из нас свое представление о хорошем учителе. Но что думают об этом сами педагоги? По просьбе ИА "Амител" в эфире радио "Эхо Москвы в Барнауле" почетный работник РФ, дважды победитель конкурса лучших учителей России, учитель математики гимназии № 40 г. Барнаула Юлия Белоцкая рассказала о том, как узнать хорошего учителя, зачем вообще нужна школа и какие отношения должны быть между учениками, педагогами и родителями.

О хорошем учителе

В моем представлении хороший учитель - это тот, кто всегда готов помочь и помогает. Который отдает свои знания, мудрость, ласку ученику и ничего взамен не требует. Это тот, кто помогает сделать жизненный выбор ребенку. Вот если на пути встретился такой человек - это и есть настоящий учитель. При этом не обязательно работать в школе.

Мне трудно спорить на тему о том, что такое учитель – миссия или призвание? Для кого-то это профессия, а для кого-то призвание. Просто с этим нужно жить постоянно, ежеминутно, ежесекундно. Потому что, понимаете, настоящего учителя невозможно назначить или заменить. Он либо бывает в вашей жизни, либо не бывает.

Фото: fadm.gov.ru

О первом учителе

У меня был настоящий учитель в жизни. Это моя первая учительница Зоя Федоровна Позднякова. Прошло очень много лет, а я ее помню. Я выросла в селе и чего только не придумывала, чтобы пойти с ней вместе из школы домой: засиживалась в библиотеке, рисовала стенгазеты… У учителя ведь много работы - педсоветы, тетради, но я ждала ее, чтобы пройти с ней одной дорогой. Дорога шла околицей. Мы шли рядом, а я заглядывала ей в глаза – она такая замечательная, красивая, мудрая. Но самое главное, что я видела в этом человеке то, что она верила в меня. Разговаривала со мной как со взрослым человеком, выслушивала мое мнение. Соглашалась или не соглашалась, и мне было так приятно было с ней идти и беседовать! И я не думала тогда, какой это учитель - хороший или нет. Я ребенок, тянулась к человеку, понимаете? И хорошо, что этот человек был учителем. В дальнейшем мой жизненный выбор определила именно она – моя первая учительница.

У меня было много всяких желаний: я хотела стать врачом и журналистом. Но все время мыслями я возвращалась к этой тропинке к общению с ней. Мне очень хотелось быть похожей на Зою Федоровну. И в конце концов это желание вызрело, и настал момент, когда я поняла, что хочу быть учителем. Самое главное – я не жалею об этом.

Счастливый человек

Математика меня привлекала всегда, еще в начальной школе нравилось решать задачи, головоломки. И моя учительница меня в этом поддерживала. А потом мне встретился еще один учитель - Идея Петровна Золотцева, она преподавала математику.

Я счастливый человек – я своих учителей знаю и помню до сих пор. Идея Петровна показала мне красоту формул и чисел. И мне самой захотелось в это погрузиться, захотелось научить этому ребят. Думаю, что сегодня это у меня получается.

У меня все сложилось и в вузе. Мне не нужно было бегать из одной профессии в другую, потому что я не справлялась. Мне не приходилось ныть, что у меня не получается или мне трудно. Если человек именно так настраивает себя, то вряд ли у него что-то получится. А если ты радуешься мелочам в своей жизни, профессии, любишь тех, с кем ты работаешь, то тогда все случается и получается.

Об учениках

Детей я воспринимаю не как своих учеников. Скорее, это мои друзья. А друзья должны помогать друг другу во всем. И не обязательно в школе. Это могут быть и внешкольные дела. Я точно знаю, что, если что случись, я могу обратиться к своим ребятам-выпускникам. И знаю, что я получу плечо – надежное, крепкое. Я получу помощь. Потому что мы - друзья.

Хотя соблюдать дистанцию учитель-ученик нужно, когда ты в школе. А когда ты окончил школу, можете стать настоящими друзьями.

Фото: bump.ru

О родителях

Родители и учителя должны быть единомышленниками. Учителей не надо воспринимать как врагов детей. Когда педагог ставит ребенку плохую отметку или за что-то его отругал, часто родители воспринимают это в штыки, как "учительские нападки". Но ведь на самом деле это не так. Родители же тоже учат ребенка, что вот нужно делать, а вот так не нужно, что надо готовить уроки. И учитель то же самое говорит. Когда учитель и родитель – единомышленники, тогда любое указание или просьба учителя ребенком воспринимается нормально.

У меня сейчас в 11-м классе недавно было родительское собрание. Родители мне говорят: "Мы вам доверили своих ребят – влияйте на них. А мы будем вас поддерживать и помогать. Можете обращаться к нам по любым вопросам". И это очень важно.

Зачем нужна школа?

Школа нужна, чтобы научить ребенка жизни. Да, это несколько абстрактно. Но на самом деле главное заключается не в том, что ты дал ребенку первоклассные знания. Дети сегодня другие – они владеют огромным потоком информации. Они могут научиться многому, изучая интернет, смотря телевизор, читая книги. А кто научит их человеческим качествам? Кто ребенку привьет доброту, милосердие, понятия зла и добра – самые важные понятия, с которыми человек пойдет по жизни? 

Школа – это живой организм. Сегодня у нас так, а завтра по-другому. Мы как на вулкане: сегодня хохочем, а завтра плачем. Все это чувства, эмоции, движения души, которые трудно измерить. Но хороший учитель найдет тот баланс, который взрастит из эмоций человеческие качества. А если еще он сможет дать ребенку конкретные знания по предмету, увлечь им ребенка, то это вообще великолепно.

В будущем ученика нужно выводить в жизнь, адаптировать, он должен уметь общаться и быть профессионалом. Это и значит, что школа должна научить ребенка учиться и научить его жизни.

О модернизации школы

Современной школе необходимо движение. Меняется сама жизнь, она становится динамичной. Меняется экономическая ситуация, на рынке труда требуются определенные специальности. Перед школой ставятся глобальные задачи. Поэтому модернизация школе необходима. Даже урок мы сегодня ведем при помощи мультимедийного оборудования, которого раньше и не было. Были мел, доска и тряпка. А сегодня? Интерактивная доска, электронные учебники….

На уроке математики сегодня можно рассмотреть сечение и сверху, и справа, и слева – то есть ребенок, у которого не очень хорошо развито пространственное воображение, может рассмотреть картинку в полном объеме, чтобы решить задачу. Разве это не современный подход к обучению? А плюс еще и новые педагогические технологии. Это и технологии критического мышления, и технологии уровневой дифференциации и так далее. То есть мы тоже не стоим на месте, тоже обучаемся. Очень важно, чтобы школа менялась, иначе мы отстанем от детей. Мы не можем детям стать сверстниками, но мы сможем стать единомышленниками.

Что учителю важнее

Очень приятно, когда поздравляют ученики. Поверьте, это важнее всяких званий. Потому что это то, для чего ты работаешь. Если твой труд замечают те, кому ты отдаешь душу, сердце, и они благодарят тебя, это многого стоит.

Справка с сайта Главного управления по образованию и науке Алтайского края: Юлия Николаевна Белоцкая - учитель математики гимназии №40 г. Барнаула. В своей работе использует личностно-ориентированную методику развивающего обучения и в оценивании учеников применяет индивидуальный подход, проявляет максимум внимания к личности каждого ученика, обладает педагогическим тактом и деликатна в общении. Она отмечает даже самые маленькие успехи учеников. Ученики Юлии Белоцкой - постоянные участники городских и краевых олимпиад, а также всероссийских и международных научно-практических конференций.

Читайте полную версию на сайте