Почему и когда в России изменят государственные образовательные стандарты?

Поправки должны заработать после 1 октября 2016 года
''

Министр образования и науки России Ольга Васильева намерена в ближайшее время внести первые реальные изменения в систему образования. Начать новый руководитель ведомства решила с работы над федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОСы). Что это такое и зачем их меняют, попробуем разобраться в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

1
Что такое ФГОСы?
Для каждой системы образования и учреждений, которые в эту систему входят, существуют определенные требования, позволяющие определить каждый из уровней обучения. Эти требования и получили название федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает Министерство по образованию и науке. Проще говоря, заканчивая школу, техникум, университет, человек должен обладать определенным уровнем знаний, а также набором личных морально-деловых качеств.

Как пояснила порталу Amic.ru начальник отдела общего образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Ирина Дроздова, сейчас есть стандарты дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Существуют и стандарты для высшего образования, а также много других.

Стандарт регулирует требования к образовательной программе, к ее результатам, а также затрагивает и кадровый вопрос, который прописывает квалификацию педагогов.

ФГОС предписывает, что целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую функцию, как умение учиться. Человек, который не освоил стандарты, не сможет получить документ об образовании государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

"В ФГОСы каждый год вносят поправки и изменения. Пока работаем по прежним стандартам", - добавила Ирина Дроздова.
2
А чем не устроили прежние ФГОСы?

Нынешние ФГОСы делают акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

- воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;

- формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;

- освоение норм социальной жизни;

- развитие эстетического понимания мира и прочее. 

Последний раз ФГОСы корректировали при предыдущем министре Дмитрии Ливанове. По мнению Ольги Васильевой, документ нуждается в конкретизации и доработке.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

"Стандарт подразумевает инструмент измерения. А их нет, поэтому трактовать его можно в зависимости от уровня трактующего. Если у нас есть стандарт, значит, мы на выходе должны получить деталь с определенными параметрами, которые можно измерить. А здесь этого нет", - отозвался о действующих ФГОСах профессор Высшей школы экономики Константин Ушаков.

Эксперты сходятся во мнении, что действующие ФГОСы действительно слишком абстрактны и детально не определяют для педагога, какими именно знаниями должны обладать ученики. И только ЕГЭ на сегодняшний день дает представление учителю о необходимом минимуме, которому нужно обучить школьников.

3
И когда ждать изменений?
В министерстве уже разработали проект приказа "О рабочей группе по детализации требований к планируемым результатам воспитания в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования". Сейчас документ находится на согласовании.

По имеющейся информации, в первую очередь изменения будут внесены в ФГОС в части требований к результатам освоения основной образовательной программы. Больше внимания теперь будет уделяться нравственному воспитанию ребят. Также пересмотрят программу развития школьников.

Читайте также: Что изменится в школах в новом учебном году?
Что именно это значит местные эксперты пока комментировать затрудняются. Новый документ в окончательной редакции станет доступен после 1 октября. Контроль за исполнением приказа министр Васильева оставила за собой.

Отметим, что пересмотром образовательных стандартов для 5-6-х классов уже занимается другая рабочая группа. Также отмечается, что, скорее всего, в ближайшее время под руководством Васильевой будут сформированы и программы по отдельным предметам.


 

Читайте полную версию на сайте