Когда учитель слишком близок: что происходит в 57-й московской школе?

16 лет выпускники московской школы молчали, а сегодня рассказывают обо всем, что не давало им жить
''

На протяжении недели пользователи социальных сетей России наблюдают за скандалом в одном из лучших учебных заведений страны — школе № 57 города Москвы. По многочисленным сообщениям выпускников, работавший ранее там учитель в течение нескольких лет выбирал себе возлюбленных из числа старшеклассниц. Еще несколько учеников обвинили в слишком сильной любви к мальчикам другого педагога. Администрация школы якобы это знала и замалчивала. Историей заинтересовались следственные органы, а директор подал в отставку. События в 57-й школе обсуждается и в соцсетях, и в федеральных СМИ. Они затронули множество людей, в том числе и тех, кто совершенно не связан ни с Москвой, ни с этим заведением. Ведь школа - это то, что есть в жизни каждого из нас. И очень не хочется, чтобы с подобным столкнулись наши дети. Смотрим вместе с Amic.ru, что произошло в элитной российской школе.

День знаний

Практически накануне начала нового учебного года, 29 августа, в социальных сетях появился пост журналистки Екатерины Кронгауз, в котором она сообщила, что преподаватель одной из московских школ более 16 лет "крутил романы" с ученицами.

"Мы были маленькие, а думали, что большие. А потом шли годы — мы становились больше, а его возлюбленные менялись и оставались маленькими", — писала автор поста.

Кронгауз сообщила, что дважды пыталась поднять эту тему в разных изданиях, но ее просили не трогать этот вопрос, так как дети сотрудников учились там же. "А теперь наконец-то нашлись люди и силы у этих людей — собрать доказательства и добиться. И он больше не работает в школе, — написала Кронгауз. – Потому что нехорошо спать с девочками-школьницами, если ты взрослый их любимый учитель. ...Потому что, ну е-мое, ну это ж зависимые от тебя дети, даже если у них грудь выросла немножко и гормоны".

"Секрет полишинеля"

Кронгауз не называла ни номер школы, ни фамилию педагога. Но из многочисленных комментариев под постом стало известно, что речь идет о школе № 57. А любвеобильный преподаватель — историк Борис Меерсон, он же заместитель директора по внеклассной работе.

Так как школа действительно считается одной из лучших в стране, здесь учатся дети довольно известных людей. И эти известные люди тут же включились в обсуждение ситуации. При этом, по их словам, информация о происходящем в школе была "секретом полишинеля".

Выпускники школы обвинили руководство в том, что они знали и замалчивали ситуацию.

Более того, бывшие ученики обвинили и других преподавателей школы в приставании к детям. Так, например, литературный критик Галина Юзефович написала: "Слушайте, ну в этой же вашей любимой школе работает гораздо более любимый народом учитель математики, который щупает совсем уж маленьких мальчиков".

Плохой-хороший?

Во время обсуждения ситуации выпускница школы Надежда Плунгян рассказала, что учащиеся пытались решить этот вопрос еще в 2005 году.

"Тогда школьники-гуманитарии начали писать в ЖЖ посты с критикой учителей истории и намеками на проблему. В ответ Борис Меерсон и учитель права Андрей Петроковский составили "Меморандум", запрещающий ученикам "диффамацию учителей". Это было оформлено как некий документ нравственности, позволяющий выгнать любого ученика, который сообщает неприятные сведения об учителе публично", — написала Плунгян.

Однако в ответ на это сообщение еще одна выпускница школы Мария Кац написала, что "Меморандум" был создан в защиту школьниц, одноклассники которых травили девочек в интернете, выставляя очень обидные и неприятные тексты про них. Кац сообщила, что в "Меморандуме" старшеклассникам напоминали, что конституция распространяется на любое общение, в том числе и в интернете. И нельзя оскорблять других людей, распространять о них порочащую информацию и разжигать ненависть на любой почве, даже в ЖЖ.

Школа в шоке

1 сентября стало известно, что управление Следственного комитета по городу Москве проводит доследственную проверку "в связи с сообщениями о сексуальных отношениях учителя московской школы № 57 со школьницами".

В этот же день на сайте 57-й школы было размещено официальное сообщение от имени директора школы № 57 Сергея Менделевича.

"Я желал бы дать вам все ответы немедленно, как только на нас начало обрушиваться огромное количество страшной и противоречивой информации. Разобраться в происходящем — и c тем, что происходило раньше, и с тем, что происходит сейчас, — оказывается совсем не просто. Вопросов пока гораздо больше, чем ответов", — говорится в числе прочего в заявлении.

Также директор школы сообщил, что намерен разобраться в ситуации и добиться того, чтобы "никаких белых пятен, замолчанных историй и прочего не осталось в нашей жизни".

Чтобы разобраться в ситуации, предложено собрать общественный совет, в состав которого войдут выпускники школы, учителя и родители.

2 сентября несколько учителей 57-й школы заявили о своем желании уйти из учреждения. Как сообщил на своей странице в Facebook учитель русского языка и литературы Сергей Волков, его и еще нескольких педагогов за просьбу провести тщательное расследование и не пустить впредь подобных ситуаций попросили или взять управление школой на себя, либо уйти. На момент публикации материала страница с этой записью была удалена.

Позже директор школы призвал всех учителей остаться, чтобы можно было провести объективное расследование.

Кстати, сам же директор вечером 2 сентября объявил о своей отставке. Тогда родители школьников и выпускники провели стихийный митинг с требованием оставить Менделевича директором школы.

Кто готов подтвердить?

Первой публично о связи с учителем рассказала выпускница школы Ревекка Гершович. 3 сентября она опубликовала свой пост в фейсбуке: "Последние 2 года, с начала 11-го класса, я желаю всей душой, чтобы со мной ничего этого никогда не происходило, чтобы это всё оказалось страшным сном. Я не могу даже передать, насколько это было болезненно. Я всей душой желала бы быть просто хорошей девочкой, чтобы мне никогда не снились кошмары, чтобы никогда не было панических атак, чтобы я никогда не узнала, насколько черства часть моих друзей. Я хотела бы просто любить, жить и учиться. Я не хочу больше просыпаться и не дышать. Я не хочу больше судорожно раздирать своё тело. Я не хочу больше видеть, как страдают другие. Я хочу, чтобы этого ада никогда-никогда не было в моей жизни. Однако уже ничего не воротишь. Единственное, что я могу сказать сейчас, - я излечусь, а другие не пройдут через всё это! И я счастлива это сказать!"

В тот же день сообщение девушки подтвердила бывший директор центра адаптации и обучения детей беженцев Ольга Николаенко. Она рассказала, что узнала о сексуальных домогательствах учителя к ученице и начала "самопальное расследование. Привлекли юриста и зафиксировали свидетельства ряда жертв разных годов выпуска". По ее словам, эти доказательства были переданы директору школы Менделевичу. И спустя сутки последовало увольнение Меерсона. Николаенко говорит, что делу не хотели давать широкую огласку.

"Я хочу здесь сказать еще одно важное – в значительном числе случаев происходящее нельзя было описать как "романы с ученицами". Это было сознательное и циничное использование положения учителя без всякой "романтической" составляющей", - пишет Николаенко.

Позже появились сообщения от других выпускников школы с признаниями в сексуальных связях с учителями. Всего, по словам журналиста Андрея Бабицкого, о подобных фактах согласились рассказать 10 девушек.

Мать ученицы этой школы Елена Пенская рассказывает о том, как ходила с подобной жалобой к директору в 2005 году. Однако на педсовете было решено считать ее рассказ шантажом. "Хочу пояснить и напомнить, что в 2005 году у меня был разговор с руководством. Все детали "истории с историками" 2003-2004 годов, известные мне (в эти годы в школе училась моя дочь), я сообщила Б.М. Давидовичу. После этой встречи мне стало известно, что мое сообщение на узком совете администрация школы приняла решение считать непроверенным слухом и шантажом. Один из учителей — Петроковский — подал заявление об уходе, но его не подписали. Другой фигурант — Меерсон — стал выполнять обязанности заместителя директора по внеклассной работе. Хорошо бы учесть мой опыт тем, кто сейчас начнет диалог с дирекцией".

4 сентября выпускница 57-й школы Наталья Поляничева сообщила о том, что создает нечто вроде "черного ящика", чтобы собрать свидетельства о сексуальных домогательствах в школе. Она поясняет, что возникла необходимость собрать все истории вместе, чтобы никто не смог их отрицать. Доступ к "ящику" имеется только у Поляничевой.

Что сегодня?

5 сентября выпускники обвинили в сексуальных домогательствах к ученикам еще одного педагога - заместителя директора Бориса Давыдовича.

И 5 сентября директор школы Сергей Менделевич подтвердил свое желание уйти с поста. При этом он сообщил, что намерен обратиться в правоохранительные органы с требованием начать расследование, а также создать школьную комиссию по этике.

6 сентября стало известно, что Менделевич уволен с поста директора. Его заявление об увольнении было официально подписано в московском Департаменте образования. И.о. директора школы стала Марина Прозорова, завуч по средним классам.

Что говорят?

Говорят разное. Кто-то считает это "грязью" и сведением личных счетов, в результате которых может погибнуть прекрасная школа, выпустившая в мир прекрасных людей. Другие радуются, что этот "нарыв" наконец-то был "вскрыт" и что больше никто не пострадает, а школа будет обновлена. Третьи ужасаются и возмущаются, что всю эту историю вынесли на всеобщее обсуждение, а не "решили по-мирному" в стенах учреждения.

Политолог доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман в интервью "Медузе" отметила, что все происходящее - предвестник больших перемен в обществе.    

"Ситуация с 57-й школой — прямое следствие флешмоба #ЯНеБоюсьСказать. В свою очередь, этот флешмоб является проявлением того, что социологи называют второй волной модернизации. Плоды этого процесса — другое отношение к правам женщин, к статусу женщин в обществе, другое отношение вообще к иерархиям, к тому, что позволено в иерархии сильный — слабый, начальник — подчиненный, бедный — богатый; другое отношение к неравенству, другое отношение к насилию. Это все очень серьезные социальные перемены, они будут и дальше проявлять себя самым разным образом", - говорит политолог.

Также она говорит, что важно, что ситуацию "прорвало" именно в школе: "Почему это происходит именно в школе? Потому что она имеет дело с новыми людьми, она первая чует тектонические дрожания почвы. И то, что там начинает все булькать, — очень характерный, красноречивый признак. Нравы будут меняться. В какую именно сторону, какую именно форму это примет, мы пока еще видим очень смутно... Я лично считаю, что это идет скорее к лучшему — к снижению уровня насилия, к большей защите прав слабых, но у этого будут и другие последствия, гораздо более неожиданные".

По словам политолога, вполне возможно, что частная жизнь людей станет более прозрачной, более "видимой" общественности. И для многих этот процесс станет очень болезненным.

Читайте полную версию на сайте