Границы возводят взрослые, или Зачем в обычную школу идет особенный ребенок
Фото: из личного архива Чаплыгиных
Наступивший учебный год можно считать для России особенным — с 1 сентября вступили в силу новые стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями. Теперь по решению родителей в обычной школе смогут учиться и дети с особенностями здоровья.
В Алтайском крае по такому стандарту приступят к обучению около тысячи первоклассников. Как сообщили в управлении по образованию, педагоги прошли необходимое обучение, а в учреждения поступило специальное оборудование.
1 сентября вместе с обычными детьми пошел в школу и особенный ребенок – Варя Чаплыгина, девочка с синдромом Дауна. О том, чего боится семья солнечного ребенка и какие надежды возлагает на школу, ИА "Амител" рассказала мама Вари Марина Ивановна.
"1 сентября праздничная линейка прошла отлично. Варя из общей толпы детей не выбивалась: крутилась там же, где крутились все дети, улыбалась, радовалась. И отважно выстояла все до конца", – смеется Марина, рассказывая про первый школьный день своей дочурки.
После линейки первоклашек повезли на представление, и оттуда девочка вернулась, по словам мамы, с горящими глазами и очень довольная. Учительница Вари на вопросы Марины ответила, что все прошло "просто отлично".
Корреспондент: Вы не переживали, когда решали отдать Варю в обычную школу?
Марина Ивановна: Конечно, переживала. И сейчас переживаю. В первую очередь волнуюсь о том, как сложатся у Вари отношения с другими детьми. Будут ли с ней дружить, примут ли ее. Ведь Варя говорит немного невнятно и есть немного другие особенности.
Корр: Почему вы решили все-таки отдать ее в обычную школу, а не оставить на домашнем обучении, например?
М.И.: Мы очень мечтали попасть именно в обычную школу. Потому что... Понимаете, мы ведь не сможем ее всегда от всего изолировать. Живет она в обычном городе, ходить будет в обычный магазин по обычным улицам, и в повседневной жизни ее будут окружать обычные люди. Мне хочется, чтобы ее знали, видели, чтобы поняли, что она — такой же человек. И чтобы она умела находить общий язык с этим миром.
Корр: Когда вы сообщили о своем желании пойти в эту школу, никаких препятствий не возникло?
М.И.: Нет, совсем никаких. На тот момент уже было известно о вступлении новых стандартов, позволяющих таким деткам посещать обычные школы. Поэтому мы просто принесли документы из медико-педагогической комиссии о том, что нам рекомендовано обучение в обычной школе с некоторыми особенностями. А нам действительно это рекомендовано.
Корр: А что значит "с некоторыми особенностями"?
М.И.: То есть, что ей, например, нужно немного больше времени на усвоение информации, ей нужно немного медленнее говорить, чтобы Варя усвоила материал.
Корр: И в школе вас приняли как обычного ребенка?
М.И.: Да. Дело в том, что мы весь прошлый год сюда же ходили на предшколу – на подготовительные занятия. И учитель видела Варю. Знала, на что она способна, и была к этому готова. Понимаете, ведь все дети разные — кто-то может потянуть, а кто-то — нет. Это все надо смотреть индивидуально. Мы очень надеемся, что у Вари получится.
Корр: А у вас есть знакомые семьи, где "особые" дети также пошли в обычную школу?
М.И.: У нас есть знакомый мальчик с диагнозом, как у нас. Он ходил какое-то время в обычную школу, но потом родители были вынуждены перевести его на надомное обучение: в классе сменилась учительница, и она не приняла ребенка. Возникли конфликты.
Корр: И тем не менее вы решились попробовать пойти в обычную школу?
М.И.: Да, мы решили попробовать.
Корр: А Варя раньше общалась с другими детьми? Ходила в детский сад?
М.И.: Да, ходила. И, кстати, мы ходили в обычный садик. Там у нас все было просто отлично. У Вари были хорошие подружки, с ней очень хорошо общались. Я очень радовалась, и она общалась с ребятами на очень достойном уровне. Собственно, это и дало нам веру в то, что все у нас получится и в обычной школе. Понимаете, ведь чаще всего разницу в детях видят только взрослые. Дети мыслят другими категориями. А все ограничения и рамки возникают только в головах взрослых. Поэтому нам и хочется, чтобы дети были воспитаны в том ключе, что нет ничего плохого, страшного или обидного в особенном ребенке.
Фото: из личного архива Чаплыгиных
Официальная информация
В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ограниченными возможностями в школах необходимо создать условия для обучения детей-инвалидов. В частности, необходимо пристроить пандусы, приобрести учебники с увеличенным шрифтом или со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой и т. д.
В Алтайском крае, благодаря программе "Доступная среда" более 200 школ уже приведены в соответствие с требованиями данной программы. Кстати, в 2016 году впервые в нее включены дошкольные учреждения. В крае доступная среда будет создана в 11 детских садах, где в этом есть наибольшая необходимость, и в одном учреждении дополнительного образования – в Алтайском краевом центре детского отдыха, туризма и краеведения "Алтай". В две коррекционные школы будут закуплены специальные автобусы для перевозки детей.