Из детского сада в школу: как помочь ребенку адаптироваться?
Каждый этап в жизни ребенка — это целое событие, полное волнений и эмоций. Переход малыша из детского сада в школу является одним из наиболее важных шагов взросления. Ему потребуется проявлять гораздо больше самостоятельности и усидчивости, учиться общаться с другими учениками и учителями, осваивать совершенно новые знания. Эксперт социального проекта "АртБлагоДарю" помог ИА "Амител" выяснить, как родители могут помочь ребенку быстро адаптироваться к новой среде.
Если ребенок не обладает выносливостью, работоспособностью и сопротивляемостью к неблагоприятным условиям, это повлияет на его интеллектуальное развитие. К тому же школьная программа предполагает, что у маленького школьника будет сформирована привычка к занятию спортивными видами деятельности.
Важно обеспечить детям режим двигательной активности для развития опорно-двигательного аппарата. Не просто гуляйте во дворе, а играйте в подвижные игры. Зимой ребенок может кататься на лыжах или санках, коньках, летом – кататься на велосипеде, плавать. Дома поставьте для ребенка шведскую стенку. Если малыш еще в дошкольном возрасте освоит спортивные виды деятельности, полюбит их, то в дальнейшем это станет предпосылкой к продолжению занятий в свободное от уроков время.
Перед школой также установите режим дня – время подъема, выполнение утренней гимнастики, часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе.
Чтобы сформировать у ребенка желание учиться, в доступной форме объясните ему, для чего нужна школа и как он сможет использовать новые знания в будущем. Расскажите о лучших моментах его предстоящей школьной жизни. Дети доверяют родителям, и их интерес к школе во многом зависит от того, какими красками воспользуются взрослые, описывая ребенку его школьную жизнь.
Кроме того, ребенок должен понимать, как можно и нужно вести себя со сверстниками и взрослыми. Поэтому он должен слушать и читать добрые сказки, смотреть мультфильмы, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.
Учебная деятельность потребует от юного ученика произвольного внимания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности и организованности. Ребенок должен быть готов к тому, что у него есть не только права, но и обязанности.
Приучайте ребенка ухаживать за животными без помощи старших, заниматься работой по уходу за комнатными растениями или на приусадебном участке. Психологи рекомендуют родителям не переделывать при ребенке его работу.
Очень важно приучить ребенка к гигиене и опрятности: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите ребенка убирать свое рабочее место, уголок с игрушками, бережно относиться к вещам.
За успешно выполненное задание маленького ученика надо обязательно похвалить. Ребенок в этом возрасте еще не способен объективно оценить результаты своей работы. Он оценивает только вложенные усилия – если он старался, то все, что он сделал, будет ему нравиться. Поэтому проявляйте осторожность, оценивая достижения ученика. Будьте очень осторожны с шутками по поводу его работы, которые могут его обидеть. Малышу, адаптирующемуся к новой системе, важно чувствовать себя защищенным. А это ощущение формируют у него, главным образом, родители.
Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные "почивать на лаврах". При крайних типах реакций ребенка на успех и провал надо попытаться их уравновесить.
Обучение неразрывно связано с творчеством, способностью создавать новое, учитывать связи между различными предметами и явлениями. Детские поделки ценны не только тем, что ребенок их сам создал, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, коробка — домом для игрушек. Не подавляйте творческие порывы детей, ведь они формируют способность самостоятельно думать и получать новые знания.
Более того, многие творческие занятия позволяют развивать мелкую моторику рук, подготавливая их к овладению навыками письма. Обеспечьте ребенка играми с мелкими предметами, которые нужно перебирать, сортировать, шнуровать и так далее. К примеру, для развития моторики пальцев психологи и педагоги разработали игротеку "Монтессорик". Подарите ребенку конструктор. Научите малыша набирать петли на толстых спицах. Это тренирует локоть и терпение. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой. Покупайте детские журналы с ребусами, кроссвордами и другими заданиями.
Социальный проект "АртБлагоДарю":
тел.: 8 983-554-9034
Сайт: artbd.ru
e-mail: art-bd@mail.ru