Апокалипсис сегодня. Почему Барнаул превращается в сибирскую Венецию?

В краевой столице из-за обильных осадков не справляются ливневые канализации
''

Фото:  vk.com/barneos22

Барнаул в последние несколько недель превратился в Венецию. Здесь еще не передвигаются на гондоле, но во время проливных, практически тропических дождей местами вода на дорогах поднималась выше трамвайных рельсов. Синоптики уже заявили, что в этом году на территории Алтайского края был установлен новый рекорд по количеству осадков. Ливневые системы Барнаула не справляются со стихией и нуждаются в ремонте. На это требуются миллиарды рублей, которых у администрации города просто нет.

Долг в 5 миллиардов

Барнаул серьезно топит уже не первый год. Кадры, как вода на пересечении улицы Малахова и Павловского тракта едва не скрывала крыши автомобилей, появлялись в интернете еще два-три года назад. Тогда тонущая столица Алтайского края неоднократно мелькала в выпусках федеральных каналов и на страницах интернет-изданий. В этом году из-за рекордных осадков улицы Барнаула превращаются в небольшое озеро. Причем вода начинает убывать спустя 30 минут с момента прекращения дождя. Основными проблемными точками являются улицы Антона Петрова, проспект Ленина в районе пересечения с Аносова; Красноармейский, Советской Армии, Попова, Малахова, Павловский тракт.

Протяженность ливневых канализаций в городе составляет 119,7 километра. Причем в процентной обеспеченности для города эта цифра не превышает 40%. Основная часть системы водоотведения имеет значительную степень износа. Полная замена сети ливневой канализации требует существенных финансовых средств. Цифры колоссальные для городского бюджета, речь идет о миллиардах рублей. При дефицитном бюджете дополнительных средств у городской казны просто нет.

В этом году Барнаулу повезло: он вошел в федеральную программу ("Барнаул – горнозаводской кластер" – прим. ред.). Чтобы обезопасить историческую часть от больших потоков воды, в рамках создания кластера  предусмотрено строительство сети ливневой канализации и очистных сооружений. На эти средства из федерального бюджета выделено порядка 160 миллионов рублей. По словам заместителя председателя комитета по дорожному хозяйству, транспорту и связи Антона Шеломенцева, в администрации Барнаула разработана схема отведения и водоснабжения до 2020 года, где были отражены наиболее проблемные участки.  Оценить непосредственную стоимость реализации этой программы на сегодняшнем этапе невозможно.

"Полная замена сети ливневой канализации требует существенных финансовых средств. Цифры колоссальные для городского бюджета. Программа развития дорожно-транспортной системы города Барнаула рассчитана до 2020 года. Я могу смело заявить, что в данные сроки невозможно выполнить все объемы. Это долгие годы строительства, реконструкции. Только тогда город будет обезопасен от пиковых ливней", – сказал он.

За последние годы в администрации Барнаула накопилось огромное количество исков от прокуратуры с требованием починить ливневые канализации на общую сумму 5 миллиардов рублей. Это примерно 40% от всего бюджета краевой столицы. Иски в суд к администрации Барнаула граждане и юридические лица подают уже много лет. Из-за того, что ливневые канализации засоряются и их вовремя не прочистили коммунальные службы, вода затапливает жилые дома. Содержание же ливневок входит в обязанности городской администрации. Суд встает на сторону горожан и выносит постановление отремонтировать очистные сооружения за счет казны Барнаула. Однако отсутствие денег не позволяет этого сделать. Есть вероятность, что к 2020 году это сумма значительно вырастет.  

Вода – главный враг дорог  

Большинство ливневых канализаций в городе было построено в 60-е годы прошлого века. За это время в Барнауле увеличилось количество асфальтированных участков. Так, газон моментально впитывает всю воду, которая на него попадает, а чтобы вода быстрее стекала с поверхности асфальта, необходим правильный угол вертикальной планировки. Весь поток воды должен стекать с дороги в специальный люк.

По словам  заместителя заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергея Павлов, необходимо увеличить диаметр труб, которые проложены под поверхностью земли. Они забиваются песком, илом и другим мусором, который приносится вместе с водой. Чтобы ливневые канализации справлялись с большим объемом осадков, нужно, чтобы такие трубы регулярно чистились. Для этого необходима новая специальная техника, которая позволит выполнять такие работы без ущерба для самой поверхности асфальта. Переделывать всю коммуникацию в Барнауле, по словам Сергея Павлов, будет стоить миллиарды рублей.

"Все очистные сооружения Барнаула разрабатывались при постройке. Под дорожным полотном на проспекте Ленина, например, проложена вся инфраструктура: связь, водопровод, водоснабжение. Если менять всю систему, это будет стоить огромных денег. Поэтому необходимо в идеальном порядке содержать существующие ливневые канализации. Чтобы не было утечки воды, она должна стекать в ливневые колодцы под правильным углом", – сказал Amic.ru преподаватель технического университета.

Сергей Павлов отмечает, что вода – главный враг автомобильных дорог. Она разбивает бетон, влага попадает в грунт. В результате снижается прочность дороги и на ней появляется колея.

Удар по двигателю

Основной удар стихии приходится именно на максимально оживленные участки дорог краевой столицы. Поток приводит к неминуемому транспортному коллапсу. Сотни водителей становятся заложниками прибывающей воды, которая попадает в двигатель автомобиля, а иногда даже в салон. Как рассказал Amic.ru директор одного из барнаульских автосалонов Иван Петухов, после каждого такого потопа машине нужен ремонт.

"Сам недавно проехался по такой дороге, когда вода едва не заходила в салон. Если она попадет через воздуховод в двигатель, он получает гидроудар и необходим ремонт. Автовладельцу придется заплатить минимум 10 тысяч рублей. Вода также вымывает все масло, необходимо менять шаровую опору", – рассказал Иван Петухов.

Он добавил, что в последнее время после сильных дождей в барнаульские автосервисы увеличилось количество обращений.

В каких городах существует похожая проблема

Барнаул – не единственный город в России, где существует данная проблема с ливневыми канализациями. За последний год большие наводнения происходили в Москве, Сочи, Екатеринбурге, Казани, Воронеже и других городах.

Везде сценарий потопа был одинаковый: за несколько часов на город выливалась месячная норма осадков, и это приводило к подтоплениям. В Казани, например, чтобы переделать очистную систему, необходимо около 5 миллиардов рублей. В рамках дефицита бюджета и там не могут решить эту проблему несколько лет.

В качестве одной из причин подтоплений эксперты называют устаревшие системы ливневой канализации. Во многих городах трубы, коллекторы и насосные станции давно выработали свой ресурс и сильно изношены. Как и в Барнауле, многие системы проектировались в середине прошлого века и не справляются с возросшим объемом воды. Массовый хаос на дорогах и на улицах столицы Алтайского края уже вызвал повод для множества шуток. Жители города уже называют Барнаул маленькой сибирской Венецией. Главное, чтобы во время очередного потопа не превратиться в Атлантиду.

 

Читайте полную версию на сайте