Снег на голову: как автомобилистам возместить ущерб от сюрпризов зимы

Зимой водителей поджидают традиционные "сюрпризы" — обледенелые дороги, сугробы и свисающие с крыш сосульки. Как и с кого взыскать ущерб, нанесенный автомобилю "генералом Морозом", рассказала изданию "За рулем" юрист "ГлавСтрахКонтроля" Инна Жаврид.



Наказание свыше

Пожалуй, самый частый зимний сценарий – падение снега или льда с крыши на припаркованный внизу автомобиль. Чтобы оформить повреждения, необходимо обратиться в дежурную часть ГУВД или просто набрать 02. Отметим, что ГИБДД подобными вопросами не занимается, так как инспекторы фиксируют только случаи нарушений ПДД, которых в этой ситуации не было.

Комментарий юриста: "Не трогая машину с места, необходимо вызвать сотрудника полиции. Рекомендую сфотографировать место происшествия, автомобиль в снегу и здание, откуда "прилетело". В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса (ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, виновен или собственник здания, или обслуживающая компания, так как ими не была своевременно произведена уборка снега с крыши.Если у автомобилиста есть КАСКО, пострадавший получит выплату от страховщика. Если только ОСАГО – ущерб обязан возместить собственник здания, обслуживающая организация или их страховщик".

Реагенты на капоте


Зимой дорожные службы  посыпают обочину реагентами. Разъедающая лед химия летит как на асфальт, так и на припаркованные автомобили. Что делать, если вы вдруг обнаружили на капоте своей машины растекшуюся кучу технической соли, а под ней – помутневшую краску или даже ржавчину?

Комментарий юриста: "В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. То есть в данном случае виновна компания, организовавшая данный вид уборки и нарушившая технический регламент.Необходимо вызвать сотрудников полиции и зафиксировать факт повреждения автомобиля в результате уборки, будь то реагенты или царапины от метел. Если у автомобилиста есть КАСКО, он получит выплату от страховщика, если только ОСАГО – ущерб возместит обслуживающая организация (или страховщик обслуживающей организации)".

Неосторожная эвакуация


Принудительное перемещение припаркованных автомобилей во время уборки снега – распространенная практика у коммунальщиков. Как правило, по окончании уборки машину возвращают на место или оставляют неподалеку. Однако если автомобиль был припаркован с нарушением, его могут отправить на штрафстоянку. Как бы там ни было, повреждение машин при массовой эвакуации – частый случай, и основная проблема тут: отказ эвакуаторщиков признать ответственность по принципу "а так и было".

Комментарий юриста: "Это весьма распространенная проблема. Коммунальщики говорят, что взяли машину уже поцарапанной и отказываются платить. Хорошо, если у автомобилиста есть КАСКО – за ремонт заплатит страховщик, а вот с ОСАГО придется подавать в суд. Для этого необходимо вызвать инспекторов и зафиксировать повреждения. После чего обратиться в независимый экспертный центр. Грамотный трасолог с вероятностью 90% сможет установить "возраст" и происхождение царапины. И дать заключение, что она была нанесена именно при подъеме автомобиля.После этого, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, обязано будет выплатить лицо, причинившее этот вред. То есть ущерб возместит эвакуаторщик либо его страховщик".

Слалом на дороге

Более 20% всех аварий в России происходит из-за ненадлежащего состояния дорог, и зимой эта цифра только возрастает. Снег и лед на нерасчищенных трассах превращают поездку за город в экстремальный вид спорта. Между тем в прошлом году Верховный суд постановил, что за аварии из-за плохого состояние полотна должны отвечать дорожные службы. Получается, они должны возместить ущерб, если автомобиль закрутило на льду и приложило об отбойник?

Комментарий юриста: "Теоретически, да, но на практике это не работает. Доказать вину обслуживающей организации чрезвычайно сложно. Для этого нужно получить справку из ГАИ, где будет указано, что авария произошла из-за плохого состояния дороги. Но, скорее всего, там напишут что-то вроде "вел автомашину со скоростью, не обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, и не учел при этом дорожные условия, в результате чего не справился с управлением". Оспорить это заключение почти невозможно.К примеру, виновными в резонансной аварии на обледеневшем Северянинском мосту в Москве были признаны сами водители. Им всем написали, что они не соблюли безопасную дистанцию до впередиидущего. И это несмотря на доказанный факт, что коммунальщики накануне при минусовой температуре поливали мост водой".

Страсти по дизелю

Дополнительные риски в холодное время года несут владельцы дизельных автомобилей. Под видом специальной зимней солярки недобросовестные заправки продают обычную, с добавлением депрессорных присадок или керосина. Подобный "компот" не выдерживает сильных морозов, в результате возможно повреждение топливопровода. Кроме того, присадки изменяют параметры горения топлива, что вызывает повышенный износ поршней и цилиндров, а также может привести к разрушению форсунок.

Комментарий юриста: "Чтобы призвать к ответственности недобросовестных владельцев заправки, необходимо сохранить чек, если его нет – потребуются свидетельские показания. Отметим, что принимать нефтепродукты в резервуары АЗС запрещается, если их качество (по данным паспорта поставщика) не соответствует требованиям нормативного документа. А отношения между заправкой и водителей регулируются нормами Гражданского кодекса и законом "О защите прав потребителей".Почувствовав неладное в поведении машины после заправки, вызывайте эвакуатор и везите ее на станцию техобслуживания. Туда же заказной телеграммой можно вызвать представителей фирмы, которой принадлежит заправка, для снятия пробы топлива. Независимая техническая экспертиза должна установить факт несоответствия топлива нормативным требованиям и определить размер ущерба. Получив на руки эти документы, следует обратиться к руководству заправочной станции с претензией. Если ответа нет – в суд".

Фото с сайта www.zr.ru.
Читайте полную версию на сайте