Штрафы для пешеходов просят повысить в два раза
Штрафы для пешеходов, нарушающих правила дорожного
движения, предлагают повысить в два раза. Таким образом, штраф для них
вырастет с нынешних 500–1500 рублей до 1–3 тыс. рублей. Письмо с
просьбой принять соответствующие законодательные изменения направил в
Госдуму председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности
Антон Цветков.
В комитете Госдумы по транспорту заявили о готовности
поддержать инициативу. Тем временем в ГИБДД рассказали, что неправильно
перешедшие дорогу пешеходы до сих пор могут отделаться предупреждением.
По мнению Цветкова, нарушения правил движения со стороны пешеходов только на первый взгляд кажутся несерьезными.
— В ДТП, происходящих по вине нерадивых пешеходов,
игнорирующих правила, зачастую гибнут люди. При этом наказание,
предусмотренное действующим законодательством, серьезным не назовешь.
Штраф в 500 рублей не является той суммой, которая способна остановить
правонарушителя, а значит, никакого профилактического эффекта не имеет, —
уверен Цветков.
В связи с этим он просит Госдуму "рассмотреть вопрос о
внесении соответствующих изменений в КоАП, а именно увеличить размер
действующих штрафов за нарушение пешеходами ПДД как минимум в два раза".
Также, по мнению Цветкова, сегодня не уделяется должного внимания профилактике правонарушений со стороны пешеходов.
— Социальную рекламу, направленную на профилактику
правонарушений водителями, мы видим повсеместно: ролики по федеральным
каналам, наружная реклама и т.д. А вот призывов к пешеходам пользоваться
переходами и не пересекать проезжую часть на красный свет явно не
хватает. Также нужно усилить разъяснительную работу в школах. На мой
взгляд, это сегодня необходимо, потому что многие стали забывать
прописные истины, которым нас всех учат с ранних лет, — говорит Цветков.
Отметим, сейчас за "нарушение правил дорожного
движения пешеходом", согласно ст. 12.29 КоАПа, грозит "предупреждение
или наложение административного штрафа в размере 500 рублей". В случае
если пешеход создал помеху в движении транспортных средств, в
соответствии со ст. 12.30 КоАП он может быть оштрафован на 1 тыс.
рублей, а в случае причинения "легкого или средней тяжести вреда
здоровью потерпевшего" — на сумму от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей.
Согласно официальной статистике ГИБДД, за первые 11
месяцев 2014 года в России произошло 23 тыс. ДТП с пешеходами (12,7% от
общего количества ДТП). В этих происшествиях погибли 4344 человека, еще
19 736 получили ранения. При этом, согласно отчету, количество ДТП с
пешеходами снизилось на 8% относительно аналогичного периода прошлого
года. Больше всего происшествий с пешеходами за январь–ноябрь 2014
случилось в Москве (1792 ДТП), меньше всего — в Чукотском автономном
округе (3 ДТП).
Замначальника Главного управления по обеспечению
безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин рассказал, что сейчас
пешеходов-нарушителей наказывают как штрафами, так и предупреждениями.
— Как правило, постановления выносятся при грубых
нарушениях — если он помешал движению или были какие-то последствия.
Решение выписать штраф или ограничиться предупреждением принимает
инспектор на месте. Мы выполняем свои функции в рамках закона и
продолжим их выполнять, если его усилят, — прокомментировал инициативу
ОП Кузин.
Первый заместитель председателя комитета ГД по
транспорту Виталий Ефимов ("Единая Россия") поддержал идею повысить
штрафы для пешеходов.
— Когда едешь за рулем, замечаешь: дорогу перебегают,
где хотят, иногда ленятся дойти до перехода 30–50 м. А, допустим, 1,5
тыс. рублей штрафа — это хороший аргумент, будет меньше жертв, — уверен
Ефимов.
При этом он обратил внимание, что должное внимание пешеходам должны уделять градостроители.
— Если мы вводим такие штрафы, надо, чтобы до перехода не нужно было тащиться несколько километров.
В свою очередь, координатор общества "Синие ведерки"
Петр Шкуматов уверен, что повышение штрафов не снизит количество
пешеходов, неправильно переходящих дорогу.
— Автомобилисты обязаны учить правила и сдавать их на
экзамене в ГИБДД. Пешеходы же, несмотря на то что они тоже участники
дорожного движения, правила не сдают. И какая-нибудь бабулька,
переходящая 10-полосный Ленинский проспект, может оказаться, всю жизнь
не знает правил дорожного движения. И такая безграмотность встречается
часто: в Москве, наверное, каждый второй пешеход переходит дорогу
неправильно, — говорит Шкуматов.
По его мнению, "образумить" пешеходов может лишь "тщательная профилактическая работа", при которой россияне начнут разучивать правила дорожного движения с детского сада.
"Известия"