На круглом столе обсудили правила выписки из роддомов только при наличии "автолюльки"
В нашей стране родители часто перевозят маленьких детей на коленях или просто усаживают их на сидении возле себя. Против такого положения дел категорически выступает Госавтоинспекция России, которая приводит факты, которые заставляют задуматься. По данным статистики, в 2012 году в Российской Федерации в ДТП погибли 822 ребенка, из них 515 были пассажирами транспортных средств.
По мнению автоинспекторов и экспертов, одним из наиболее эффективных средств защиты жизни и здоровья детей-пассажиров являются детские удерживающие устройства – автокресла. "Зачастую бывает так: родители пристегнуты, а ребенок на заднем сидении либо стоя едет, либо вообще прыгает. У нас много примеров, когда дети получали травмы в результате падения в салоне при торможении. Даже при несерьезном столкновении ребенок получал травмы, ударяясь о выступающие детали в салоне", - пояснил в частности "АвтоАмику" ОГИБДД по Барнаулу.
Участники круглого стола в Общественной Палате РФ также считают эту проблему одной из первостепенных. По заявлению отделения пропаганды Госавтоинспекции России, проблема травматизма и смертности на дорогах по-прежнему является одной из немаловажных причин демографических и экономических проблем страны, особенно это касается аварийности с участием детей и подростков.
На сегодняшний день в российском законодательстве имеется ряд пробелов в отношении использования детских автокресел, не дающих четкого представления об их стандартизации, ответственности нарушителей, правоприменительной практики. В частности, несовершенство сертификационных правил и невысокая степень ответственности за их нарушение позволяет недобросовестным производителям выпускать в обращение небезопасные устройства.
Существует большой объем продукции, не соответствующей обязательным требованиям безопасности. По мнению участников круглого стола, необходимо создание системы независимых испытаний с максимальным общественным освещением результатов.
Наряду с усилением ответственности за неиспользование автокресла, в ходе круглого стола была отмечена необходимость организации системы облегченного доступа к использованию детских удерживающих устройств для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан. Кроме того, участники высказались за введение правила выписки из роддомов только при наличии "автолюльки", а также внедрение в повсеместную практику использование детских автокресел в такси.
В ходе работы круглого стола была отмечена особая важность дальнейшей информационно-пропагандистской работы с населением по изменению мотивации водителей в сторону максимального обеспечения безопасности, а также по внедрению в практику массового и корректного применения детских удерживающих устройств при осуществлении любых видов перевозок детей автомобильным транспортом. По мнению собравшихся, при проведении такой работы необходима активная поддержка всех заинтересованных ведомств и общественных организаций позволит достичь общего результата – снижения смертности и травматизма детей на дорогах.
Отметим, с 2007 года, согласно Правилам дорожного движения РФ, использование детских удерживающих устройств (ДУУ) или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка штатными ремнями безопасности, при поездках с детьми до 12 лет обязательно. В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штраф за неиспользование ДУУ в размере 500 рублей.
Для перевозки детей существует три типа автокресел в зависимости от возраста и веса. Дети, которые уже не помещаются в автокресла, могут пользоваться бустером – сидением, которое "подгоняет" рост ребенка для эффективного использования ремня безопасности.
Также существуют адаптеры ремня безопасности типа "Фэст", которые имеют сертификаты безопасности. Но ряд экспертов критикуют их по результатам исследований и краш-тестов. Отмечается, что такие адаптеры подходят для более взрослых и рослых детей.
В барнаульской Госавтоинспекции особо подчеркивают, что дети в автомобиле являются самой уязвимой категорией пассажиров. В ДТП дети страдают значительно серьезнее, чем взрослые пассажиры. При этом штатные системы безопасности автомобилей не рассчитаны (за редким исключением) на защиту детей-пассажиров.
На высказывания оппонентов о том, что ремень безопасности может привести к травмам, представитель Госавтоинспекции ответил фактами и цифрами. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование удерживающих устройств снижает смертность среди детей-пассажиров на 54%, а риск получения травм - на 70%. "Каждый родитель должен понимать, что использование автокресел – не просто обязанность, а реальная возможность защитить своего ребенка в случае аварии", - считает он.