Депутаты предлагают жестче наказывать за согласованные действия на рынке ГСМ
На рассмотрении Госдумы находится законопроект "О внесении
изменений в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации". Данные поправки
предлагают усилить ответственность за осуществление незаконных согласованных
действий на рынке горюче-смазочных материалов. Как стало известно АвтоАмику, авторами законодательной инициативы
выступили депутаты Государственной Думы С.М.Миронов,
Н.В.Левичев, О.А.Оганян, М.В.Емельянов и О.Л.Михеев. Законопроект прошел рассмотрение Советом Государственной Думы и в целом не
был поддержан. И все же его решено вынести на рассмотрение Госдумы.
Законопроект направлен на закрепление в Уголовном кодексе РФ
самостоятельной нормы об уголовной ответственности за сговор, в результате
которого устанавливаются необоснованно высокие цены на автомобильный бензин,
дизельное топливо и иные горюче-смазочные материалы. Как
говорится в пояснительной записке, Российская Федерация является одним
из крупнейших в мире производителей и экспортеров нефти и нефтепродуктов.
Однако цены на горюче-смазочные материалы на отечественном
рынке также являются одними из наиболее высоких и продолжают ежегодно расти,
опережая темпы инфляции. По имеющейся информации, только в этом году цены на
бензин выросли уже более чем на 12%.
"Такой рост вряд ли
можно оправдать сугубо экономическими процессами на рынке горюче-смазочных
материалов. Как представляется, это может свидетельствовать о наличии сговора
крупнейших хозяйствующих субъектов, в частности, нефтяных компаний", -
считают авторы законодательной инициативы.
В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции"
запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке,
если такие согласованные действия приводят или могут привести, в частности, к
установлению или поддержанию цен.За осуществление ограничивающих конкуренцию
согласованных действий в действующем законодательстве предусмотрена административная
ответственность, а если эти действия причинили крупный ущерб или повлекли
извлечение дохода в крупном размере, то и уголовная.
"Вместе с тем эти
общие нормы не достаточно эффективны, поскольку даже за совершение
уголовно-наказуемого сговора одним из видов наказаний предусмотрен штраф в
размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Вероятно, что такой штраф для
представителей крупных нефтяных компаний вряд ли можно назвать наказанием",
- считают депутаты.
По их словам, проблема роста цен на топливо и иные
горюче-смазочные материалы существенно влияет на социально-экономическую
ситуацию в стране в целом. Цена на топливо закладывается в себестоимость
практически всех товаров, работ и услуг. Повышение цены на горюче-смазочные
материалы, влечет повышение стоимости иных товаров, что негативно влияет на
благополучие граждан.
"Именно поэтому
ответственность за сговор на рынке горюче-смазочных материалов должна быть
существенно усилена. Усиление ответственности будет также иметь более весомый
предупредительный характер. Принимая во внимание изложенное, законопроект
предлагает установить самостоятельную норму об уголовной ответственности за
осуществление лицами, выполняющими управленческие функции в организациях,
являющихся производителями и (или) поставщиками горюче-смазочных материалов,
ограничивающих конкуренцию согласованных действий, которые привели к
установлению и (или) поддержанию необоснованно высоких цен на рынке
горюче-смазочных материалов, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам,
организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере",
- замечают авторы законопроекта.
Это деяние депутаты предлагают наказывать лишением свободы
на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей либо без такового и
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью от 1 года до 3 лет либо без такового. То же деяние, причинившее
особо крупный ущерб либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере,
предлагается наказывать лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере
до 1 миллиона рублей либо без такового и с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 10 лет либо
без такового.
Если же указанные деяния совершены с применением насилия или
с угрозой его применения, в качестве наказания предлагается лишение свободы на
срок до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок от 1 года до 20 лет.
В заключении комитета Государственной Думы по гражданскому,
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству подчеркивается, что
выделение отдельного специального состава преступления и введение уголовной
ответственности за сговор на рынке горюче-смазочных материалов, которое
предлагается расценивать как тяжкое преступление при отсутствии аналогичных
норм в отношении других товарных рынков, на которых в настоящий момент действия
по ограничению конкуренции расцениваются согласно ст. 178 "Недопущение,
ограничение или устранение конкуренции" как преступления средней тяжести, может
привести к конкуренции норм и нарушению принципа справедливости наказания.
"Кроме того, общий
запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов или их соглашения,
ограничивающие конкуренцию и способствующие установлению необоснованных цен,
уже установлен Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите
конкуренции". Также за осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных
действий и заключение подобных соглашений предусмотрена административная
ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ. Принимая во внимание вышеизложенное,
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить
проект федерального закона "О внесении
изменений в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации", - резюмируют
в оппоненты законодательной инициативы.