Депутаты предложили освободить от транспортного налога многодетные семьи
Сегодня, 19 февраля, Госдума рассмотрит законопроект "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Данные поправки предлагают расширить перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом. Как стало известно АвтоАмику, Авторами законодательной инициативы выступили депутаты Государственной Думы А.В.Беляков и О.Л.Михеев. Сам законопроект был внесен в Госдуму еще 17 июля 2012 года. Он прошел рассмотрение Советом Государственной Думы и не был поддержан профильным комитетом.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, по данным Росстата, в России насчитывается около миллиона многодетных семей, из которых более 100 тыс. – это семьи, где детей воспитывает одна мать. Многодетных отцов-одиночек в стране примерно 8 тысяч. По данным Института демографических исследований, более половины многодетных семей относятся к категории бедных, более 60% проживают в домах "без удобств", где отсутствует либо центральное отопление, водопровод и канализация.
Почти 40% многодетных семей испытывают значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью; половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме; треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах. В 25% многодетных семей дети не могут закончить среднюю школу из-за необходимости трудоустройства. Душевой дефицит доходов многодетных семей составляет 44,2% от величины прожиточного минимума.
"Но даже в семьях, в которых родители стараются обеспечить достойные условия жизни для своих детей, учету подлежит каждая копейка. В целом по стране эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной. Многие льготы, субсидии не освобождают родителей от уплаты основной суммы, будь то жилищно-коммунальные услуги, покупка жилья, приобретение детских товаров. Чем больше направлений государственной поддержки многодетных семей будет предусмотрено законодательством, тем больше возможности у родителей использовать свободные денежные средства на культурное образование, развитие, досуг детей, чьи нравственное воспитание и здоровье являются залогом развития страны", - считают авторы законодательной инцииативы.
Законопроектом предлагается ввести в категорию объектов, которые не подлежат обложению транспортным налогом, легковые автомобили и автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов, приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей. Подобные нормы содержатся в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации, их принятие было широко поддержано в обществе.
"Содержание транспортного средства, без которого практически невозможно передвижение многодетной семьи с малолетними детьми, в настоящее является очень дорогостоящим: оплата топлива, страховых услуг, технический осмотр, ремонт. В условиях постоянного увеличения налоговых ставок транспортного налога указанная мера поможет многодетным семьям существенно облегчить налоговое бремя и снизить расходы на содержание транспортного средства.
Федеральным законодательством не предусмотрено обеспечение многодетных семей транспортом, хотя наличие обычной "Газели" упростило бы родителям с детьми процессы совершения покупок, посещения медицинских и образовательных учреждений. В связи с этим, предлагаемая законодательная инициатива, которая полностью согласуется с проводимыми изменения в сфере налоговых отношений, призвана компенсировать отсутствие у государства возможности обеспечить многодетные семьи транспортными средствами", - резюмируют депутаты.
Несмотря на социальную направленность законопроекта, комитет Госдумы по бюджету и налогам дал отрицательный отзыв на проект федерального закона. В заключении комитета говорится, что "в целях обеспечения безусловной реализации принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, комитет исходит из необходимости полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета".
Согласно статье 14 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. При этом статьей 361 Налогового кодекса определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в установленных данной статьей размерах. На основании пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от 27.11.2010 № 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", понижающий федеральные налоговые ставки по транспортному налогу в два раза. Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать налоговую ставку по транспортному налогу в размере 0% в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
По данным комитета, мониторинг законов субъектов России о транспортном налоге показывает, что многодетные семьи в ряде субъектов освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога (например, в Москве и Санкт-Петербурге; Московской, Амурской, Калужской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областях; Республике Хакасия; Красноярском и Алтайском краях; Еврейской автономной области и других субъектах Российской Федерации).
"Таким образом, действующая система правового регулирования транспортного налога позволяет обеспечить решение вопросов, связанных с освобождением от его уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, на региональном уровне. Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 36501-6 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", - говорится в официальном отзыве на законопроект.