ОСАГО по новым правилам уже не за горами

Похоже, уже в следующем году автолюбителям придется платить за полисы ОСАГО по повышенным расценкам. В правительстве России одобрили проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.

В ближайшее время законопроект будет направлен в Госдуму. Проект изменений в федеральные законы уже прошел экспертизу на сайте Открытого правительства. Он включает в себя обширный ряд новшеств: от увеличения страховых выплат по ОСАГО до устранения "излишних административных барьеров" при лицензировании страховой деятельности.

В частности, в законопроекте предусмотрено поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего, со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу, – со 120 тыс. до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Также расширен перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.

Также разработчики расширили перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего. Кроме того, повышена оперативность страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, посредством закрепления права потерпевшего на страховую выплату непосредственно за факт травмы. Теперь потерпевшему предоставлено права выбора способа возмещения вреда – в натуральной форме путем выдачи направления на ремонт (документа, подтверждающего обязанность страховщика оплатить восстановительный ремонт транспортного средства) либо в денежной форме.

Кроме того, законодатели уточнили порядок действия водителей транспортных средств в случае, если документы о дорожно-транспортном происшествии оформлялись без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, увеличение для данных случаев максимального размера страховой выплаты с 25 тыс. до 50 тыс. рублей. Также более четко прописаны сроки направления уведомления о страховом случае, сроков осмотра и (или) независимой экспертизы транспортных средств, сроков предоставления транспортных средств потерпевшими для проведения указанного осмотра.

Возмещение вреда, причиненного транспортному средству в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции, предлагается в пределах 400 тыс. рублей. Но одно важное условие – необходимо предоставить страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.

Уточнен порядок определения страховых тарифов (установлены минимальные и максимальные размеры тарифов). Будет осуществляться правовое обеспечение контроля за правильностью определения страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и соблюдением порядка осуществления страховых выплат, позволяющее обеспечить защиту прав потерпевших при их обращении в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, - подчеркивают разработчики пакета поправок.

Также они не обошли вниманием случаи обоюдной вины владельцев транспортных средств и вины более одного владельца транспортного средства за вред, причиненный потерпевшему. Уточнены положения о возникновении прав требования, переходе прав требования (суброгация) и порядка их реализации, разделение оснований предъявления регрессного требования на являющиеся и не являющиеся основанием для отказа в страховой выплате.

Все эти многочисленные поправки могут кардинально изменить жизнь автовладельцев России уже в следующем году – после принятия "нового закона" об ОСАГО. Опрошенные "АвтоАмиком"автовладельцы с долей скепсиса отнеслись к новой законодательной инициативе. Большинство из них увидели только одно явное следствие нововведения одно - повышение страхового тарифа.

Сейчас базовый тариф ОСАГО составляет 1 тыс. 980 рублей. В случае прогнозируемого роста его стоимость превысит 2 тыс. 500 рублей. Что касается увеличения страховых выплат, то водители опасаются, что адекватного страхового возмещения по-прежнему придется добиваться через суд. Так что в выигрыше от нового закона могут остаться лишь страховые компании.

"Совершенно очевидно, что если законопроект примут, то страховщики в очередной раз залезут в карман автовладельцам", - высказал ранее"АвтоАмику" свою точку зрения по этому поводу председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков.

Он отметил: "Нет у нас сегодня гражданского общества, и противостоять этому беспределу некому. Те сто человек, которые ходят на акции автовладельцев, как-то повлиять на лобби страховщиков и политические элиты сегодня не смогут. И напряженность в обществе от этого только возрастет".

Виктор Клепиков подчеркнул, что у автовладельцев к страховщикам масса вопросов. "Это и страхование ответственности владельца, а не автомобиля, это и ужесточающие санкции за просрочку выплат, это и выплаты без учета износа, это и коэффициент по лошадиным силам, это и торговля левыми полюсами и талонами ТО без его прохождения", - заметил он.

"И все эти "головняки" у нас получает ни в чем не виновный автовладелец, которому еще и в результате приходится обращаться в суд по факту занижения стоимости головной московской конторой. Разумеется, такое положение дел сегодня автовладельцев не устраивает", - резюмировал председатель ФАА Виктор Клепиков.

Отметим, закону об ОСАГО в этом году исполнилось 10 лет. За это время в него вносились изменения 23 законодательными актами. Одни из последних изменений - от 28 июля 2012 года. Закон правили довольно часто.

Еще до вступления его в силу - с 1 июля 2003 года - текст закона подвергся основательным поправкам. Далее шло поэтапное реформирование закона об ОСАГО. Многие изменения носили технические характер, иные буквально ставили все "с ног на голову". Всего изменения в закон об ОСАГО с 2002 года были внесены 23 законодательными актами: федеральными законами и Постановлением Конституционного Суда РФ.

Читайте полную версию на сайте