ОСАГО по новым правилам уже не за горами
Похоже, уже в следующем году автолюбителям придется платить
за полисы ОСАГО по повышенным расценкам. В правительстве России одобрили проект
федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и
Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской
Федерации”.
В ближайшее время
законопроект будет направлен в Госдуму. Проект изменений в федеральные
законы уже прошел экспертизу на сайте Открытого правительства. Он включает в себя обширный ряд новшеств: от увеличения
страховых выплат по ОСАГО до устранения "излишних административных
барьеров" при лицензировании страховой деятельности.
В частности, в законопроекте предусмотрено поэтапное
увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред,
причиненный жизни, здоровью потерпевшего, со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на
каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу, – со
120 тыс. до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Также расширен перечень
лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.
Также разработчики расширили перечень лиц, имеющих право на
возмещение вреда в случае смерти потерпевшего. Кроме того, повышена
оперативность страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного здоровью
потерпевшего, посредством закрепления права потерпевшего на страховую выплату
непосредственно за факт травмы. Теперь потерпевшему предоставлено права выбора
способа возмещения вреда – в натуральной форме путем выдачи направления на
ремонт (документа, подтверждающего обязанность страховщика оплатить
восстановительный ремонт транспортного средства) либо в денежной форме.
Кроме того, законодатели уточнили порядок действия водителей
транспортных средств в случае, если документы о дорожно-транспортном
происшествии оформлялись без участия уполномоченных на то сотрудников полиции,
увеличение для данных случаев максимального размера страховой выплаты с 25 тыс.
до 50 тыс. рублей. Также более четко прописаны сроки направления уведомления о
страховом случае, сроков осмотра и (или) независимой экспертизы транспортных
средств, сроков предоставления транспортных средств потерпевшими для проведения
указанного осмотра.
Возмещение вреда, причиненного транспортному средству в
Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в случае
оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия
уполномоченных сотрудников полиции, предлагается в пределах 400 тыс. рублей. Но
одно важное условие – необходимо предоставить страховщику фото- или
видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.
Уточнен порядок определения страховых тарифов (установлены
минимальные и максимальные размеры тарифов). Будет осуществляться правовое
обеспечение контроля за правильностью определения страховой премии по договору
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств (ОСАГО) и соблюдением порядка осуществления страховых выплат,
позволяющее обеспечить защиту прав потерпевших при их обращении в федеральный
орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, -
подчеркивают разработчики пакета поправок.
Также они не обошли вниманием случаи обоюдной вины
владельцев транспортных средств и вины более одного владельца транспортного
средства за вред, причиненный потерпевшему. Уточнены положения о возникновении
прав требования, переходе прав требования (суброгация) и порядка их реализации,
разделение оснований предъявления регрессного требования на являющиеся и не являющиеся основанием для отказа в страховой выплате.
Все эти многочисленные поправки могут кардинально изменить
жизнь автовладельцев России уже в следующем году – после принятия "нового
закона" об ОСАГО. Опрошенные "АвтоАмиком"автовладельцы с долей скепсиса отнеслись к новой законодательной инициативе. Большинство
из них увидели только одно явное следствие нововведения одно - повышение
страхового тарифа.
Сейчас базовый тариф ОСАГО составляет 1 тыс. 980 рублей. В
случае прогнозируемого роста его стоимость превысит 2 тыс. 500 рублей. Что
касается увеличения страховых выплат, то водители опасаются, что адекватного
страхового возмещения по-прежнему придется добиваться через суд. Так что в
выигрыше от нового закона могут остаться лишь страховые компании.
"Совершенно очевидно, что если законопроект примут, то
страховщики в очередной раз залезут в карман автовладельцам", - высказал ранее"АвтоАмику" свою точку зрения по этому поводу
председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков.
Он отметил: "Нет у нас сегодня гражданского общества, и
противостоять этому беспределу некому. Те сто человек, которые ходят на акции
автовладельцев, как-то повлиять на лобби страховщиков и политические элиты
сегодня не смогут. И напряженность в обществе от этого только возрастет".
Виктор Клепиков подчеркнул, что у автовладельцев к
страховщикам масса вопросов. "Это и страхование ответственности владельца, а не
автомобиля, это и ужесточающие санкции за просрочку выплат, это и выплаты без
учета износа, это и коэффициент по лошадиным силам, это и торговля левыми
полюсами и талонами ТО без его прохождения", - заметил он.
"И все эти "головняки" у нас получает ни в чем не виновный
автовладелец, которому еще и в результате приходится обращаться в суд по факту
занижения стоимости головной московской конторой. Разумеется, такое положение
дел сегодня автовладельцев не устраивает", - резюмировал председатель ФАА
Виктор Клепиков.
Отметим,
закону об ОСАГО в этом году
исполнилось 10 лет. За это время в него вносились изменения 23 законодательными
актами. Одни из последних изменений - от 28 июля 2012 года. Закон правили довольно часто.
Еще до вступления его в силу -
с 1 июля 2003 года - текст закона подвергся основательным поправкам. Далее шло
поэтапное реформирование закона об ОСАГО. Многие изменения носили технические
характер, иные буквально ставили все "с ног на голову". Всего изменения в закон
об ОСАГО с 2002 года были внесены 23 законодательными актами: федеральными
законами и Постановлением Конституционного Суда РФ.