Небо в клеточку и штраф в копеечку: как в России будут бороться с пьяными водителями

Всю минувшую неделю в России наши политики обсуждали, казалось, одну проблему – ужесточение наказания для водителей, севших нетрезвыми за руль. Причем речь о возвращении минимального порога уровня промилле в крови водителя даже не шла.

Один из вариантов законопроекта, который подготовлен в Госдуме, предполагает очень крупные штрафы для нетрезвых водителей. Так, например, помимо традиционного лишения прав таким водителям будет грозить от 50 тыс. (за первый раз) до 200 тыс. рублей (повторное нарушение) штрафа.

Планируется ужесточить и уголовное наказание. Если в результате аварии погибнут люди, то нарушителю грозит до 15 лет тюрьмы. Еще одно нововведение – о состоянии опьянения обязательно должна обязательно свидетельствовать видеозапись с места происшествия.

Преступление и наказание

Отметим, премьер-министр России Дмитрий Медведев в своем пятничном интервью пяти телеканалам еще раз коснулся темы сумм штрафных санкций. Напомним, ранее в своем видеоблоге он заявлял о 500 тыс. рублей штрафа за нарушения ПДД, совершенные водителями в нетрезвом виде. При этом Дмитрий Медведев не считает, что это создаст "очередную коррупционную кормушку".

"Вы знаете, если говорить о коррупции вокруг системы ответственности, то она не связана с размерами, во всяком случае - не в полной мере", - заявил он.

Согласно официальной стенограмме со встречи, Медведев сообщил следующее: "Теперь в отношении размера штрафа. Я сказал: "Давайте обсудим". Я не настаиваю на том, чтобы штраф был именно такой, но он должен быть весомым. На мой взгляд, он должен за такого рода правонарушения, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения быть таким, чтобы отбить желание садиться за руль пьяным. Эту дискуссию подхватили, я рад, что пробудил внимание к ней, отзывы получил очень разные, но это, собственно, и есть гражданское общество. Кто-то писал: "Абсолютно правильно, мы готовы поддержать", кто-то говорил: "Да вы что? Это невозможно себе представить, я таких денег и за год не заработаю". Вы знаете, это такой аргумент, довольно специфический. Может быть, все-таки лучше не пить перед тем, как за руль садиться? А не говорить о том, что я потом не смогу это заплатить, что я не смогу отработать за год?".

Также он привел в качестве примера Италию, где штраф за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения составляет 6 тыс. евро. Но в той же Италии, на которую ссылается председатель правительства РФ, порог трезвости для водителя установлен на уровне 0,5 промилле. Как говорится, далее без комментариев…

Также Медведев заявил: "Я сказал 250 или 500 тыс. рублей, но, еще раз говорю, это дискуссионная вещь. Дискуссия идет, сейчас мои коллеги-депутаты, в том числе от "Единой России", подготовили свои предложения. На мой взгляд, неплохие предложения. К чему они сводятся? Они сводятся к тому, что нужно разделить ответственность лица, которое управляет транспортным средством без прав в состоянии опьянения, и лица, которое имеет права и садится за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Так вот, первое лицо совершает, если хотите, двойное нарушение. Во-первых, оно не может ездить без прав, а во-вторых, оно выпило перед тем, как сесть за руль. В отношении такого лица наши коллеги предлагают использовать весьма весомый штраф, причем штраф как уголовную санкцию – 200 тыс. рублей. Мне кажется, это вполне разумно, потому что, еще раз говорю, это лицо совершило двойное нарушение, а я напомню, что у нас несколько последних случаев было связано с тем, что человек, лишенный водительских прав, перед тем, как сесть за руль, еще принимает, что называется, на грудь и совершает очень тяжкое правонарушение. Так вот, даже за самый факт этого нужно наказывать, и это уголовный закон".

Также премьер-министр дает следующие разъяснения по данному поводу: "Что же касается других случаев, то там можно пойти по другому пути. Там может не быть такого значительного штрафа, но он все равно должен быть довольно значимым, даже если это лицо ничего больше не совершило, а только управляет в состоянии алкогольного опьянения. И помимо штрафа там должно быть еще и лишение водительских прав на довольно весомый период времени – на несколько лет. Мне кажется, такая модель вполне возможна".

По словам Дмитрия Медведева, есть еще один пакет поправок в российское законодательство относительно нетрезвых водителей. Эти нововведения сводятся к тому, чтобы измерять уровень промилле в крови, и наказывать за тяжелое алкогольное опьянение гораздо более строго, чем за опьянение в легкой степени.

"Это спорная вещь. Я, кстати, не считаю, что это невозможно, но здесь, пожалуй, я с вами соглашусь – это может открыть дорогу к коррупционным поборам. Потому что каждый раз будут задавать вопрос: "Тебе что написать, сколько ты выпил, – полстакана или бутылку?" Поэтому это более сложный вопрос, но и это нужно обсудить", - считает политик.

"Промильный" вопрос

Премьер-министр России также официально заявил, что ни одного лишения прав из-за алкогольсодержащих продуктов не было. По его словам, "Я выпил кефира, у меня 0,1…" - разговоры для простачков, которые "очень часто ведутся людьми, выступающими в интересах тех или иных алкогольных концернов".

"Проверяли при помощи алкотестера неоднократно: ни кефир (ни капли!), ничего другое не вызывают никаких движений. Нет этого, это все фантом. Употребление пищевых продуктов, кроме алкогольных напитков, не влияет на алкотестер. Это абсолютно точно проверенный факт. Кроме случая сознательного изменения самого прибора, но это уже совсем другой", - высказал свою точку зрения премьер-министр.

Дмитрий Медведев еще раз подтвердил, что будет настаивать на жесткой позиции. "Наверное, со мной не все согласятся. Мне неоднократно говорили: верните небольшое количество промилле, сделайте это так, как в Европе, как в большинстве стран. Я, кстати, специально посмотрел: самое большое количество промилле допускается в Соединенных Штатах Америки. Там вообще можно выпить несколько стаканов вина, прежде чем сесть за руль. Но мы с вами говорим как раз о том, что живем в конкретных условиях, в конкретной стране, где на самом деле очень много пьют, и если разрешить употребление алкоголя перед тем, как садиться за руль… Ну, мы с вами, я думаю, люди реальные: очень значительная часть водителей будет воспринимать это решение как сигнал о том, что можно выпить и поехать, а там, где легкая доза, значит, естественно, может быть и другая доза. На этих вопросах в этом плане у нас никто не останавливается", - подчеркнул он.

При этом премьер-министр отметил, что не поддерживает возврата к этим промилле. Он считает, что это пока не для нашей страны, точно так же, как и владение оружием.

"Американцы постоянно говорят о том, что у них это, по сути, часть американского менталитета, часть их правовой и политической культуры, однако какое количество смертей возникает именно вследствие неправильного и преступного использования оружия? Я считаю, что нам ни в коем случае нельзя становиться на эту дорожку", - резюмировал политик.

В свою очередь обозреватель "Новой газеты", автор и ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко продолжает сбор подписей за отмену нулевого промилле. На своем сайте https://avtolikbez.7-off.ru/  19 октября он обратился с призывом о поддержке к своим единомышленникам. Инициативу водителя с 41-летним стажем, КМС по автоспорту, в прошлом испытателя АЗЛК Юрия Гейко уже поддержали более 40,5 тыс. автолюбителей. Сбор подписей продолжается.

Как говорится в открытом письме председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву от имени и по поручению миллионов автомобилистов страны, "два с лишним года назад Вы совершили ошибку. Скорее всего, по чьей-то глупой и даже преступной подсказке. Преступной потому, что из-за "абсолютного нуля" тысячи и тысячи трезвых водителей лишились на большие сроки профессий, а их семьи средств к существованию. Но надо иметь сначала мозги, чтобы свои ошибки увидеть, а потом – мужество, чтобы их признать и исправить. А для людей Вашего ранга – это качество вообще обязательное. Потому что влияет на огромное количество судеб. (А я на Вашем месте – клянусь!- еще бы и выявил наказанных несправедливо, реабилитировал их, да еще бы и извинился перед ними: уважать бы больше стали)", - подчеркивается в открытом письме.

В конце обращения автомобилисты России просят Дмитрия Медведева: "Пока не будет наведен порядок в стране с "порогом трезвости" - хотя бы 0,2 промилле, никаких ужесточений для нетрезвых водителей, состояние которых не повлекло человеческих жертв, а потому проверяется не исследованием проб крови, мочи в медцентрах, а алкотестерами в выдыхаемом воздухе, принимать нельзя ни в коем случае". 

Кстати, в своем недавнем "Автоликбезе" на "Авторадио" Юрий Гейко сообщил, что предлагается сделать допустимым 0,2 промилле. "От 0,2 до 0,5 – штраф и лишение. (Это неправильно, потому что состояние опьянения по заключению международных и российских экспертов начинается от 0,3-0,5 промилле.) От 0,5 до 0,8 – большой штраф и лишение. Свыше 0,8 – лишение на 10 лет. Все это очень и очень серьезно", - считает автоэксперт. 

Обозреватель "Новой газеты" также сообщил: "Я звонил кое-кому и вот что узнал. Слава богу, что недавнее лихое заявление премьера насчет полмиллиона, привело там всех в смятение и реально отодвинуло принятие ужесточений на полгода. Почему? В пьяном виде убил – там объективно: кровь на анализ берут.  А что такое "в пьяном виде попался?

"Мы знаем, как наши менты умеют на дороге разводить, - продолжает рассуждать далее автор "Автоликбеза". - И ватку в трубку засунут, и в запечатанные одноразовые мундштуки шприцем капнут, и кучу еще чего придумают. Поэтому за эти полгода правительству вместе с МВД и Минздравом необходимо четко и безальтернативно организовать медосвидетельствование водителей. Изъять его из функций полиции и сделать действительно медицинским. Если оно останется на сегодняшнем уровне!.. СТРАШНО ДАЖЕ ПОДУМАТЬ..."

"За" и "против"

Председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков в своем комментарии "АвтоАмику" отозвался о новой инициативе так: "Опять какая-та кампанейщина. Почему именно сейчас нужно увеличивать штрафы только для пьяных водителей? Причем предлагаемые штрафы несоизмеримы ни с уровнем дохода, ни с общественным деянием. Если посмотреть статистику, то по показателям смертности на дорогах сначала идут: выезд на встречку, превышение скорости, плохие дороги, проезд на запрещающий сигнал светофора и лишь потом управление автомобилем в нетрезвом состоянии".

Он также подчеркнул: "Да, с пьянством за рулем нужно что-то делать, но если уж ужесточать, то давайте ужесточать ответственность для всех: дорожные службы, ГИБДД, медицина, прокурорские работники, суды, сами депутаты, освобожденные законом от административной ответственности. Сколько лет будет выплачивать штраф нарушитель ПДД (не преступник, не взяточник, ни чиновник, жирующий на откатах), если его зарплата в России составляет 20 тысяч рублей?".

Председатель Федерации автовладельцев Алтая считает, что необходимо вернуться к прежним методам определения реального опьянения водителя, а не считать промилле на выдохе без учета погрешности прибора. "В противном случае у дорожных патрульных появятся собственные острова за границей, а простые граждане будут загнаны в государственное рабство", - подчеркнул Виктор Клепиков.

Барнаульские автолюбители с недоумением восприняли предлагаемые меры по ужесточению наказания. Опрошенные "Автоамиком" водители считают, что бороться с пьянством на дорогах нужно не популистскими методами, а профилактикой возможных нарушений.

"Все это ударяет опять по всем, кроме Москвы. Для них это особо не штрафы, да и права можно выкупить. А обычный человек, если его поймают, а он выпил лекарство и у него обнаружили 0,0001 промилле - то сразу 50 тыс. руб. - пожилой человек может сразу и застрелиться", - выразил свое мнение барнаулец Евгений с водительским стажем в 11 лет.

В то же время депутат фракции ЛДПР в Алтайском краевой Законодательном Собрании, руководитель алтайских либерал-демократов Андрей Щукин считает, что такие штрафы сыграют роль определенной "пугалки" для "маргинальных" водителей, которые не боятся садиться на руль пьяными.

"50 тыс. рублей штрафа будет серьезным ограничением. Такая сумма штрафов поможет снизить не столько количество ДТП, а уменьшить количество людей, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии. Это достаточно серьезная пугалка… Тем более 200 тыс. рублей за повторное такое нарушение", - подчеркнул политик.

По его мнению, новшество коснется в большей части среднего класса, для которых обозначаемые суммы – действительно серьезные. "Но я бы еще более радикально подошел. Второй раз попался – наказание очень жесткое должно быть, даже если никакого ДТП не было…", - заметил либерал-демократ.

В Барнаульской Госавтоинспекции саму идею больших штрафов восприняли положительно с точки зрения профилактики правонарушений. "Народ боится потери денег. Когда только увеличили штрафы за непредставление водителями преимущества в движении пешеходам с 100 рублей до 1 тыс. рублей, мы сразу зафиксировали снижение числа подобных нарушений, и как следствие, ДТП, связанных с ними. Но немного погодя, то ли люди стали лучше жить, то ли привыкли, вновь стали фиксировать всплеск", - пояснила представитель ГИБДД.

По мнению инспекторов, такие штрафы станут значительными для людей, которые скромно живут, как мера предупреждения. "Но в большинстве случаев, когда человек садится за руль, он не осознает, к каким последствиям это может привести. Конечно, нужно ужесточать наказание для нетрезвых водителей, особенно совершивших ДТП. Но нужно и ужесточать наказание для пешеходов, переходящих дорогу не по правилам…", - подчеркнули в Госавтоинспекции.

Нетрезвый водитель – убийца?

В качестве примера таких "пьяных" водителей, чьи действия приводят к печальным последствиям, в отделении пропаганды ОГИБДД по Барнаулу привели случай с водителем на Suzuki Escudo. 4 декабря около 17:40 минут водитель в состоянии алкогольного опьянения ехал по ул. Малахова в Барнауле. В районе пересечения с ул. С. Батора он допустил столкновение с автомобилем Toyota Camry.

После этого водитель скрылся с места происшествия и продолжил движение по переулку в сторону проезда 4-й Кооперативный. В районе торгового павильона водитель не справился с управлением, выехал на тротуар и допустил наезд на бетонную урну.

Затем водитель наехал на рядом идущую восьмилетнюю девочку. Ребенок возвращался из школы домой. Школьница была госпитализирована в горбольницу № 1. Она получила сотрясение головного мозга, тупую травму живота и перелом правого бедра.

После произошедшего водитель был задержан экипажем 1-го взвода ОБДПС ОГИБДД УМВД России по Барнаулу. От прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водитель отказался, признав себя "достаточно" пьяным.

"Водитель потерял и права, понесет значительные затраты на лечении ребенка. Сам водитель на месте раскаялся о содеянном. Но когда садился за руль, он не думал о последствиях", - подчеркнула представитель Госавтоинспекции.

6 декабря еще один такой нетрезвый водитель стал виновником ДТП, в котором пострадала пешеход. Женщина-водитель на автомобиле Mazda Demio остановилась у пешеходного перехода, чтобы пропустить пожилую женщину, переходящую дорогу. Ехавший следом на ВАЗ 2106 водитель, который находился в состоянии алкогольного опьянения, не предпринял оперативных мер к остановке и врезался в Mazda Demio.

От удара иномарку отбросило вперед на пешехода, в результате чего пожилая женщина получила ушиб руки. В свою очередь водитель ВАЗа вышел из машины, но вместо того, чтобы оказать помощь пострадавшей, открыл капот и начал чинить машину. Затем он завел двигатель и попытался скрыться с места ДТП,

Информацию о нетрезвом водителе, ставшем виновником ДТП и попытавшемся избежать ответственности, сразу передали в дежурную часть. На место происшествия был выслан оперативный экипаж ДПС. Сотрудники ГИБДД по ориентировке задержали нарушителя уже в конце ул. Аванесова, когда он направлялся в сторону пр. Красноармейский.

Как выяснилось, нетрезвый водитель сидел за рулем, будучи лишенным права управления транспортом сроком на три года. Причем водительских прав его также лишили за "пьяное" вождение.

В этот же день - 6 декабря - в Барнауле был задержан водитель, который управлял автомобилем в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Около 15:25 на пл. Баварина инспекторы ГИБДД заметили автомобиль ВАЗ 2113 "Нива", который вывернул на пр. Ленина с площади Баварина. При этом водитель управлял машиной не вполне адекватно: автомобиль ехал то быстрее, то замедлялся.

Инспектор подал водителю знак об остановке, машина притормозила в 20 метрахот сотрудника ГИБДД. Когда тот подошел к автомобилю, то увидел, что водитель положил голову на руль и начал засыпать. Автолюбитель имел признаки сильнейшего алкогольного опьянения. Он не мог ни назвать своего имени, ни предъявить документы.

"Представляете, что могло бы случиться, если бы водителя вовремя не заметили сотрудники ГИБДД. Мужчина направлялся в сторону Старого Базара, где дорогу переходят много людей, в том числе и детей", - подчеркнул старший государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу Геннадий Кузнецов.

Пить или не пить за рулем?

В конце ноября читатели auto.amic.ru в рубрике "Патруль Amic.ru" предложили тему для обсуждения "Сколько нужно пить за рулем и нужно ли вообще пить?".

Как отмечает один из читателей: "Не пейте за рулем!!! За 5 лет только двое водителей попались с допустимым уровнем промилле. Первый надул 0,179 (при допустимых 0.150 и погрешности прибора 0.048). Это случилось, когда были разрешенные промилле. Как говорил, выпил "стопку" за 1,5 часа перед поездкой. Второй (когда "промилле" не было) надул 0,09, а при втором "продуве" (через 20 минут) – 0,04 (погрешность прибора 0,05, состояние опьянения не установлено). Он сказал, что пил вечером. Так что думайте: пить? или надеяться что "НЕ ПОКАЖЕТ"?"

Еще один читатель приводит данные, как влияет алкоголь на водителя:

"0,2-0,5 промилле. Снижается осторожность, скорость восприятия движущихся источников света и способность концентрировать внимание. 

0,5-0,7 промилле. Значительно снижается способность к управлению автомобилем. Сильно замедляется реакция и умение приспосабливаться к изменению дорожных условий. 

0,7-1,3 промилле. Четко выраженное алкогольное опьянение. Невозможность оперативно реагировать на изменение обстановки – появление препятствий на дороге и маневры других машин. 

1,3-2,4 промилле. Нарушение равновесия и координации движений. Способность к управлению автомобилем почти отсутствует, возможны грубые ошибки вплоть до перепутывания педалей газа и тормоза".

Проведенный в октябре опрос на сайте  ИА "Амител"  показал, что большинство читателей amic.ru поддерживают возврат 0,2-0,3 промилле в качестве предельно допустимой нормы содержания алкоголя в крови автомобилиста. Из 963 проголосовавших утвердительно ответили более 700.

Немного статистики

За 11 месяцев в Барнауле произошло 45 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. За управление транспортными средствами в состоянии опьянения, в том числе отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, задержано 4 тыс. 301 автолюбитель.

Из них по статье 12.26 ч.1 КоАП отказались от медосвидетельствования 1 тыс. 865 человек. Наказание этим водителям - лишение прав до 3 лет.

По статье 12.26 ч.2 КоАП отказались от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения 1 тыс. 319 водителей. После рассмотрение дела в суде, как правило, их ждал административный арест до 15 суток.

У 1 тыс. 177 человек, прошедших медосвидетельствование, подтвердилось наличие в крови алкоголя.

В целом по России в текущем году возбуждено более 460 тыс. дел об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения или отказом от прохождения медицинского освидетельствования. Свыше 10 тыс. водителей, ранее лишенных или не имеющих права управления, подвергнуты административному аресту.

 

 

Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева

 

Читайте полную версию на сайте